В центре всеобщего внимания

Именно в таком положении случайно оказывается герой очередной постановки народного театра «На Красной Горке»

Кратковременное привлечение внимания соседей и земляков к персоне обычного, особыми талантами не блистающего жителя среднестатистического российского городка эпохи девяностых прошлого столетия Коли (даже фамилию которого мы так и не узнаем) - героя пьесы Георгия Николаева «Звёздный час по местному времени» - обусловлено внезапно появившимся у него желанием уехать из родного города далеко-далеко. Вокруг это спонтанного и довольно странного решения и набирает обороты действо на сцене Центра развития культуры «Тотьма».

Наличие или отсутствие опыта не помешало артистам проявить себя во всей красе. К уже ярко выступавшим раньше в различных ролях Сергею Булатову, Анатолию Пахнину, Ольге Гамиловой, Юлии Абаниной, Тагиру Саберову, Светлане Немировой и имеющей  небольшой опыт Анастасии Казуниной присоединились нынче Ольга Шарыгина, Дмитрий Двойнишников, совсем юная Полина Кряжева и умудрённый жизненным опытом Николай Мишуринский. 

Когда ставишь то, что ранее было уже поставлено мэтрами на сценах "Питера" и Москвы или экранизировано лучшими кинорежиссёрами, есть соблазн подсмотреть, скопировать. А фильмы режиссёра Николая Досталя «Облако-рай» в большей степени и «Коля перекати-поле» чуть в меньшей многие из тотемских зрителей видели. Один подбор главных исполнителей ролей чего стоит! Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Владимир Толоконников (прославился, в первую очередь, ролью Шарикова в «Собачьем сердце»), Лев Борисов (знаменитый Антибиотик из «бандитского Петербурга»). Но нашим артистам этого соблазна избежать удалось. И не только сегодня, а, получается,  на протяжении всего времени, как в театрах Тотьмы появился Тагир Саберов. Не нашёл ничего лучше, чем поинтересоваться у него самого, в чём секрет .

- Тагир Абдрахманович, в каком году пришли в народный театр и в каком качестве, кто Вас надоумил?

- В 1991-ом меня позвала Людмила Гончарова на штатную  должность заведующего постановочной частью. Людмила Валентиновна увидела меня на сцене местного Дома культуры в постановках, которые  мы, медики, показывали. Поставил ей одно только условие: не выходить на сцену. В итоге - в первом спектакле «До третьих петухов» у меня было две или три роли.

- Вы в театре проявили себя и в качестве заведующего постановочной частью, и режиссёра, и актёра. Что Вам больше по душе?

- Всегда нравилось не участвовать в постановках. Это было три раза: «Утиная охота»,  «С любимыми не расставайтесь», «Правда - хорошо, а счастье лучше». Но в последнем случае один артист не поехал в Пушкин и Вологду, и испортил мне весь кайф!

- Чем обусловлен выбор нынче именно этой пьесы для постановки?

- По совету одного артиста. В очередной раз убил уход двух актёров после Пушкина, я был в отчаянии, но тут, наоборот, новые люди сами попросились, и надо было их занять и быстро придумать, что ставить. Посмотрел фильмы «Облако-рай» и «Коля - перекати поле». Артистов всё равно не хватало. Но пришла идея: сделать вечных бабок у подъезда меломанками. Поэтому такая музыка, я её случайно люблю, и здесь, в некоторых местах, она звучит как будто специально написанная для данной пьесы.

- Тагир Абдрахманович, премьеры часто приурочивались к Дню театра 27 марта. Нынче на полтора месяца раньше. С чем связано?

- Честно сказать, удивляюсь, как мы смогли это показать, потому что три наших артиста работают по сменам, и только незнание теории вероятности и полное отрицание  теории относительности на практике относительно легко позволило нам с большим трудом соединиться и найти две даты в феврале: 16 и 22!

- А 27 марта?

- Выясняется, что это невозможно. Это зажравшиеся буржуазные театры могут позволить себе спектакли в День театра. В этот день в 2025 году у нас - рабочие смены, поисковые работы в другой стране, туристические поездки и прочие творческие мероприятия.

- В годы юбилеев Великой Победы театр играл пьесы военной тематики.

- Я участвовал в постановках четырёх спектаклей про войну: «Трибунал», «Барабанщица», «Играем Тёркина» и «Ляльки». Это были достойные вещи. И правдивые, особенно «Тёркин», где кроме стихов Твардовского звучали ещё и воспоминания Астафьева. Нынче - увы...

- Три причины, по которым нужно посмотреть пьесу «Звёздный час по местному времени»?

- Хорошая музыка. Хорошая игра. Это редкий спектакль.

- Спасибо, Тагир Абдрахманович! Творческих успехов!

Андрей БЕЛОЗЁРОВ, деревня Варницы.

Фото автора.

Рубрика