СВО Контракт

 

"Бабушка рядышком с дедушкой"

Супруги Александр и Римма ГЛАДКОВЫ вместе уже 60 лет

На днях с почётным юбилеем их поздравила глава СП Великодворское Татьяна Зимакина. Живут Гладковы в центральной усадьбе сельского поселения уже двадцать лет, а родились оба и начали совместный путь на никольской земле.

История любви Александра и Риммы началась на праздник Троицы. В деревне Лобаново, где жила девушка, развернулось народное гуляние. Туда из соседней - Казаково - пришёл высокий симпатичный парень Саша.

- Увидел, поймал и больше не отпустил! – с шуткой вспоминает Александр Александрович этот романтичный период.

Но на самом деле молодые уже были знакомы: окончили никольскую семилетку, работали в одном колхозе. Римма после учёбы устроилась на ферму с другими девчонками, помогала матери – отец пропал на фронте без вести, младшие братья и сёстры умерли в младенческом возрасте, поэтому женщины вдвоём тянули трудовую лямку. Александр же дождался с войны отца – тот прошёл обе: Финскую и Отечественную. Вернулся и старший брат с фронта, живы были другие пять братьев и сестёр (сейчас, правда, никого уж не осталось).

Школа в то время для большинства была самым высшим образованием. Закончить десять классов можно было только в Погорелове – а как туда добираться? Поэтому парень тоже пошёл работать в колхоз.

Молодые встречались, пока юношу не забрали в армию. После трёх лет службы на Балтийском флоте вернулся мужчина на родину. Как поэт Рубцов, приехав в Гремячий, отправился пешком домой. Было это в канун Нового 1962 года. Только в Аникином Починке его приютили не чужие, как поэта люди, а родственники. Рвался Сашка к любимой, да не пустили: отдохни, говорят, три года ждал, день ещё потерпишь! На следующий встали на лыжи вдвоём с братом и – к родителям в Казаково, оттуда – к Римме.

- Я тогда с работы пришла, на печь залезла, нос вазелином намазала, помню… Заходит – сердце так и ухнуло от радости! – рассказала Римма Константиновна… - Две недели не прошло с армии, поженились!

Вот какая любовь! Хотя это слово супруги не используют. По-другому говорят о сильных чувствах:

- В чём секрет семейного счастья? Наверное, не объяснить, просто так сложилось, - скромно говорит Александр Александрович. А его жена продолжает:

- Как объяснить, почему три года ждала? Почему замуж не вышла, а ведь было за кого? Потому, что знала: у меня есть самый хороший человек, и никого не надо бобльше. Ну вот как это сказать? Как засел в сердце, так на всю жизнь…

Расписались они в сельсовете, куда ездили на санях, запряжённых лошадью, отметили свадьбу скромно дома. Первое время, пока молодой супруг осваивал профессию тракториста широкого профиля в Тотемском училище механизации сельского хозяйства, Римма жила с матерью. Потом, летом, отправилась к мужу в его родительский дом.

Один за другим родились четверо детей - Ирина, Алексей, Галина и Любовь. Гладковы продолжали трудится в колхозе. В ту пору в десяти деревнях были фермы, а трактористов – восемь механизированных бригад. Делали всё, что можно: посевная, кормоуборочная, урожайный сезон, лён сеяли, коров доили, другой скот разводили. Мужчина любил ещё в лес ходить за грибами, ягодами, на охоту, рыбалку. А вот мастерить что-то уже некогда было – работы и без того хватало. Но если что для дома – всё изготовлял сам.

Семья росла, поэтому глава семейства построил новый дом в Лобанове. Сначала самостоятельно заготовлял для этого лес, доставлял его, потом с помощью друзей и родных поставил добротную избу. Так, всем миром, помогая друг другу, жили деревенские люди.

- Посмотришь сейчас, какая техника на предприятии, позавидуешь! Мы на "металлоломе" ездили. Зимой в тракторе холодно, летом жарко… Дома тоже скотину держали: корову, овец, поросёнка - всем надо накосить. Без дела не сидели никогда. Поэтому и ерундой заниматься некогда было: пьянством, руганью, как теперь бывает.

А ведь правда! В прежнее время люди трудились от зари до зари, и о глупостях думать было некогда. Гладковым тоже.

- Жалко было всё бросать и переезжать, - поведала Римма Константиновна о том, как после варварского развала колхоза в Николе народ в отсутствие работы стал покидать родные места. Пришлось и им перебраться сюда, в Великодворье, поближе к сыну Алексею. Первое время даже корову держали, но потом и её сдали, оставили только огород. Сейчас скотину невыгодно держать, сенокосы далеко, да и зачем – в магазинах всё есть. Только деньги плати. Но память о тридцати годах, проведённых в своём первом жилище, конечно, самая тёплая. Хозяйка до сих пор не может печь пироги в новой избе – «печь не моя», этим чаще дочери и сноха занимаются, когда гостят.

Но о грустном говорить не хочется. Ведь богатство измеряется не в достатке, а в том, что человек оставил после себя. Супружеской чете повезло. Они с гордостью рассказывают о потомках. Четверо уже давно взрослых детей получили хорошее образование и хорошо устроились: сын вот в Великодворье, одна дочь в Москве, другая агроном - в Вологде, младшая Любовь в Тотьме в магазине работает. Семь внуков тоже выбрали достойные пути: один военное, другой техническое образование, третья юрист, ещё одна внучка на вологодском молкомбинате трудится… Начали и они создавать свои семьи, уже четыре правнука народилось, ждут ещё. Вот оно – счастье! С какой любовью показывают Гладковы фотографии родных!
А те не забывают бабушку и дедушку, стараются выбираться на лето, чтоб отдохнуть самим, а малышне вдоволь побегать на деревенском просторе. Поэтому, глядя на них и думая о прошлом, Александр Александрович и Римма Константиновна убеждены: если время повернуть вспять, прожить они готовы его точно так же!