Позвонил, представился, пригласил в гости. «Хочу, – говорит, – рассказать через газету, как держать себя в хорошей форме в преклонном возрасте». Но начали беседу издалека. Одно дело – интенсивная зарядка каждый день, другое – если сама жизнь выпестовала человека. Поэтому без описания биографии не обошлось. Герой публикации хоть и не говорит об этом прямо, но придерживается таких гражданских позиций, которые позволили воспитать в семье настоящего героя Отечества. Эти установки переданы с малых лет детям и внукам.
Родился Анатолий Викторович в 1931 году в бабушкинской деревне Жилкино Тимановского сельсовета, до восьми лет жил там, потом семья переехала в Михайловку.
В 1936 году арестовали отца. Посадили по доносу. Он работал заведующим фермой, одному товарищу захотелось сменить корову, но Виктор Иванович отказался, не дал. Собрав сообщников, которые дали ложные показания, подлый человек написал донос. Судила «тройка», не разбираясь. Результат – ссылка на шахту в Воркуту, реабилитировали только в 1966‑ом. Но пятно легло и на семью – старший брат Виктора после 10 классов не мог из-за этого поступить в институт. В семье ещё подрастала маленькая сестрёнка.
Многие родственники Андреевых тогда подались в Михайловский лесопункт, туда и мать Виктора с детьми перебралась.
– Жили в бараках, комнатах на восемь семей, туалет – на улице. Денег не было, мать работала телятницей на ферме, чтобы хоть керосину купить, а то лучину жечь приходилось. Согласилась возить лён в Вологду вместе с другими. Поездка длилась на телегах пять дней, зато с деньгами были – купили керосину, – вспоминает собеседник.
Школа же располагалась в Пиньгах, что за девять километров от Михайловки. Но много учиться не пришлось – началась война.
– После восьми классов пошёл на работу. Не сразу, в 1943 году. Парень, который ждал со дня на день повестку, обучил мастерству токаря. Нас, таких пацанов по 13 лет, было много. Кто сапожником, кто слесарем, кто токарем трудился. Сначала один успевал, потом стал помогать паренёк – он раньше швейные машинки делал. Я маленький, помню, стою на чубрачке… Станок подводит, а делать надо – все запчасти для трелёвочников, тракторов, надо было изготовлять самим. За работу давали хлеб, так не тяжко нам было.
Трудовая книжка Анатолия Викторовича открывается с 15 июня 1943 года, заканчивается в 2006. 65 лет стажа! Если не считать армии, конечно. Служить мужчина пошёл в 1951 году. Три с половиной года был на границе – сначала в Латвии, потом в Туркменистане.
Перед армией женился. Понравилась ему бойкая плясунья Александра, или Санька, как её называли близкие. Сосватали – согласилась. Пожили молодые месяца четыре, а потом Анатолий служить ушёл. После «учебки» отправили в Среднюю Азию. Там и прошли долгие, но интересные годы службы, появились новые друзья – любой мужчина подтвердит, что в армии они самые лучшие.
Служил герой публикации на границе с Ираном. В тех местах было относительно спокойно. Хотя в послевоенные годы определённая напряжённость ощущалась. Она обуславливалась проживанием в сопредельной пограничной полосе, особенно в Туркменской степи и Хоросанской провинции Ирана, значительного числа враждебно настроенных к Советской власти, бежавших в 20‑х и 30‑х годах баев, басмачей, служителей религиозного культа (вспомните фильм «Белое солнце пустыни»). Они часто нарушали границу с контрабандными, разведывательными и провокационными целями.
– Но на заставе № 13 , где я находился, при моей службе такого не случалось, на других – бывало. Граница по-разному обозначена. На равнине, например, контрольная полоса шириной пять метров регулярно перепахивалась, по бокам – высокие стены из колючей проволоки. Такую не перепрыгнешь. А в горах одни пограничные столбы стояли через определённые промежутки. Отряды отправлялись в дозор на лошадях, – вспоминает Анатолий Андреев.
После армии вернулся к любимой жене. Там, в Михайловке, родились три дочери. Супруга трудилась на нижнем складе, а он снова стал токарничать, потом выучился на шофёра. Партийный, политически подкованный, спустя время его выбрали председателем Нижне-Печеньгского сельсовета.
Потом семья перебралась в Тотьму. В трудовой биографии Анатолия Викторовича руководящие должности: директор хлебокомбината, председатель тотемского охотообщества, заготконторы, ОРХ. Выйдя на пенсию в 1991 году, он работал то сантехником, то сторожем в различных организациях. Окончательно ушёл отдыхать в 2006 году в возрасте 75 лет.
Супруга Александра Феодосьевна всю жизнь, не считая лесопунктовской, в строительной сфере работала. Её уже 15 лет как нет на этом свете. Но, рассматривая толстые альбомы, которые Анатолий Викторович бережно собирает, задерживается взглядом на снимке верной спутницы жизни. Вот они молодые, только создавшие семью, а здесь мужчина – на охоте с бывалыми промысловиками района. На следующих фотографиях – семейное застолье, юбилей хозяйки, где мать окружили дочери, их мужья и, конечно, внуки и правнуки почтенной женщины.
– Она ведь у меня бойкая была, смелая. Плясала хорошо, столько песен, частушек знала. За то и полюбил…
Дочь Анатолия Викторовича Антонина подключается к беседе:
– Знала всю «Семёновну», «Цыганочку», могла часами петь частушки. Мы даже как-то на магнитофон записывали. Очень весёлая мама была…
Перелистываем страницу – здесь друзья-пограничники. Не забывают представители «Боевого братства» ветерана пограничных войск. Анатолий Викторович в праздники в их ряду. На торжественном боевом расчёте ему, как самому старшему, рапортуют бравые мужчины.
А вот и деревенский домик, на его фоне – дед и внук. Справа – Анатолий Андреев. Слева – высокий светловолосый молодой мужчина с лучезарной улыбкой – его внук.
– Это Андрей. Он погиб… – дрожащим голосом поясняет Анатолий Викторович.
Андрей Кошуков – сын Татьяны, младшей дочери ветерана. Она вышла замуж, уехала в Мончегорск, там и родился Андрюша. Но каждое лето, начиная с годика, мальчик проводил у бабушки с дедушкой. Мама – учительница, отпуска у них длинные, вот и ездила на родину с сынишкой. Тотьму Андрей Викторович очень любил за её тишину, красоту. В Санкт-Петербурге окончил специальную среднюю школу милиции, вернулся домой, работал участковым. Потом, получая высшее юридическое образование, познакомился с будущей женой Марией. Уехал в Пермь, там и жили, родился сын Миша. После Андрей пошёл на военную службу по контракту, его отправили в Североморск.
– Проходил её в воинской части при штабе. Когда началась специальная военная операция, места не мог найти. Побывал летом 2022 года в отпуске в Тотьме, потом вернулся на службу. А командир части как раз в отпуске был, уехал. Так Андрей сам себя вписал в приказ, чтобы на фронт отправиться. О своём желании нам сообщал. Мы шутили: «Ты высокий, тебя же из окопа будет видно». А он отвечал: «Я не могу находиться при штабе, когда наши ребята там», – рассказала присутствовавшая при разговоре дочь ветерана Антонина, тётя Андрея.
С ноября 2022 года младший лейтенант Андрей Кошуков был командиром стрелкового взвода стрелковой роты стрелкового батальона – так красиво называется разведка. В начале весны подразделение, выполняя задание командования, далеко ушло вглубь тыла противника, попало в окружение. Андрей Викторович Кошуков погиб 9 марта 2023 года. Военнослужащего похоронили на тотемской земле, которую он так любил, где у него много друзей и куда планируют вернуться родители героя. Награждён орденом Мужества (посмертно). Внуку пограничника, красавцу-богатырю было всего 35 лет.
Анатолий Викторович гордится им. Сам он, в силу возраста, на фронте не был, но в трудовом тылу подростком каждый день до самой ночи стоял на деревянном чурбачке за токарным станком. Внук пограничника, получивший от деда и родителей правильные моральные установки, вырос настоящим патриотом родной земли, пожертвовал жизнью во имя мира и свободы россиян.
По-прежнему крепкий, Анатолий Викторович занимается спортом, насколько позволяет здоровье, не унывает и радуется каждому дню отпущенных ему лет.
Фото автора и из архива Анатолия Андреева.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 497 просмотров