сво

 

ИЗЛОМ СУДЬБЫ

Для Евгения МАРТЬЯНОВА 15 февраля никогда не станет праздничным

Дата учреждена в честь россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Ещё во времена Советского Союза наше государство деньгами, оружием, техникой поддерживало дружественные режимы в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки. Число 15 февраля не случайно, именно в этот день в 1989-ом последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана, что ознаменовало окончание войны, длившейся девять лет. В реальности же последними Республику покинули подразделения пограничников и спецназа, прикрывавшие вывод войск и вышедшие на территорию СССР только во второй половине дня.

Воины-афганцы идут на диалог с трудом. Когда их, молодых парней, отправляли в чужую страну, на войну, о которой в те годы не принято было говорить и писать, они шли, не раздумывая. Советские солдаты обеспечивали мир и порядок, там же работали и другие специалисты – врачи, строители. Выполнить долг перед Родиной даже на чужбине для настоящих мужчин было само собой разумеющимся – парни искренне желали защитить афганский народ, его законную власть от международного империализма.

И кто же знал, что обещания руководства предоставить воинам-интернационалистам льготы, жильё, досрочную пенсию, позаботиться о близких после развала СССР окажутся забыты, а приказы об этом похоронят под сукном? Получить такую оплеуху от кабинетных генералов за пролитую кровь и после этого соглашаться на интервью – ох как непросто.

По официальным данным, в Афганской войне участвовало более полумиллиона соотечественников, она стоила жизни свыше 15000 человек, более 50 тысяч получили ранения, 417 пропало без вести. Даже у тех, кто вернулся, психологические травмы всё исковеркали. Именно тогда вошло в обиход выражение «Афганский синдром».

Но, как ни крути, это наша история, с которой связаны и судьбы земляков. Согласно данным военного комиссариата, на территории нашего края зарегистрировано 65 участников той войны. В живых осталось немного. Но знать о кровавой странице летописи Отечества необходимо: чтобы понимать, зачем, собственно, государство участвует в таких конфликтах, не повторять прошлых ошибок, наконец, дать понять молодёжи, какими были их отцы и деды.

Тяжелы воспоминания о службе и для Евгения Мартьянова. Он родом из города Актюбинска (Казахстан). После школы поступил в техникум железнодорожного транспорта, в 1986-ом ушёл в армию. После восьми месяцев сержантской учебки в Волгограде Евгения с четырьмя сослуживцами по распределению отправили в узбекистанский город Термез, что на границе с Афганистаном.

- Думал, там и буду служить. На деле оказалось, часть, вернее, полевая почта находилась уже за рекой – на территории ДРА. Ну, думаю, брат, ты попал…

Военнослужащие шли на замену другим – солдатам, прапорщикам, офицерам, закончившим там службу. Евгений Евгеньевич заменил заместителя командира взвода.

- Мы охраняли дорогу Хайротон – Пули Хумри. Вдоль неё, а это примерно 200 километров – стояли блокпосты. Трасса была основной магистралью, по которой поставляли боеприпасы, продукты, технику, вглубь Афганистана, где стояли советские войска, а оттуда вывозили раненых… Помню, 12 февраля 1987-го везли в Афганистан, а первый раз попали под обстрел уже 15 февраля…

Вспоминать, как душманы обстреливали колонны, вырезали соседние посты, как сам получил контузию, Евгению Мартьянову словно бередить старые раны. Служба в Афганистане, кроме всего, это страшная жара, отсутствие воды, барханы песка, тиф, желтуха, условия средневековья…

Выводили войска из ДРА постепенно. Евгений уволился в 1988-ом. Когда по телевизору показывали, как мост через Амударью пересекает последняя колонна, батальон, где служил Евгений Мартьянов, ещё стоял за спинами наших солдат, обеспечивая им безопасность. 

А через два года после этого события развалился СССР…

Демобилизовавшись Евгений вернулся домой, устроился на железную дорогу – сначала помощником, потом машинистом грузовых и пассажирских поездов. Актюбинское депо Западно-Казахстанской железной дороги обслуживало направление Актюбинск – Соль-Илецк Оренбургской области. Евгений Евгеньевич был самым молодым машинистом в коллективе, трудился до 1996-го. Когда в стране начались волнения, и русских стали притеснять, мужчина перевёз семью на Вологодчину – здесь уже жили родственники.

Начинать с нуля тоже было трудно. Евгений Мартьянов сменил не одно место работы: был машинистом тепловоза в Пятовском лесопункте, предпринимателем, последние десять лет – механиком в ДРСУ. Многое пережил, подорвал здоровье. Но воспитал сына и дочь, построил дом.

В день памяти ветераны Афганской войны собирались вместе. Для них этот день никогда не станет праздничным - в первую очередь мужики навещают на кладбище ушедших из жизни боевых товарищей…

Иногда трудно снова начать жить, утратив веру, преодолевать всё новые и новые препятствия. Наш собеседник из числа тех, кто не сдался. И потому то, что рядом живут такие, как Евгений Мартьянов, даёт уверенность в завтрашнем дне и осознание в величии нашего народа. Честь и слава вам, воины-интернационалисты.

Фото автора и из архива Евгения Мартьянова.