СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Муниципальное унитарное предприятие «Тотемское ПАТП» было и остаётся социально значимым перевозчиком внутри района.

На самом деле, в большинстве других уголков области подобных не осталось: одни не смогли удержаться на плаву в кризисные времена и закрылись, другие преобразовались в частные, стали работать на прибыль. У нас же, благодаря грамотной политике руководства и поддержке местной власти, удалось не просто отстоять транспортное сообщение между сельскими населёнными пунктами и городом, а обновить автопарк, сохранить необходимое число водителей-профессионалов и достичь уровня пассажироперевозок на основных внутренних направлениях, полностью удовлетворяющего население.

Если раньше директор Александр Холмогоров сетовал на нехватку кадров, беспокоился о том, что автобусы изношены до нельзя и держатся только на мастерстве слесарей и шофёров, а жители деревень и посёлков нехотя пользуются пригородным транспортом, предпочитая частников или знакомых с легковыми авто, то нынче беседа лилась более чем позитивно.

- Год отработали нормально. Техника работает исправно, дороги более-менее приведены в порядок – жалоб нет. Нехватку водителей компенсируем новыми кадрами. В общем, всё хорошо.

Если в прошлые годы, по словам Александра Александровича, изношенность техники была высока, то теперь об этом в ПАТП даже не заикаются. Вода камень точит: при поддержке районной администрации каждый год покупали по одному-два автобусу. Нынче, к примеру, опять приобрели парочку на пригородные маршруты. Теперь можно уверенно сказать, что проблема решена – обновлено всё. Да, иногда приобретают подержанный транспорт – те же школьные автобусы, к примеру, следует обновлять по истечению десяти лет. Ребятишек обеспечивают новой, а готовую ещё послужить технику вполне можно использовать на внутрирайонных маршрутах. Бегают такие хорошо!

Второй – очень важный – момент: когда-то просто призывали людей пользоваться транспортом, доказывали землякам и на страницах газеты, что если люди станут ездить на автобусах ПАТП, то тем самым они помогут жить транспортному предприятию и сохранят регулярные рейсы в свои населённые пункты. Ведь и правда: передвигаться с надёжным ответственным опытным водителем за 50 рублей и быть при том застрахованным или на такси за 350, как говорят в Одессе, две большие разницы. И селяне поняли выгоду.

- Ещё не так давно в дальние деревни отправляли «ГАЗели», так как народу ездило немного. Этим летом на линию чаще выходили «ПАЗы» - пассажиропоток увеличился существенно, - поделился хорошими новостями Александр Холмогоров.

Это говорит о том, что земляки доверяют транспортному предприятию.

Лучше стало финансовое обеспечение. Не секрет, что сколько бы людей ни пользовалось услугами муниципального перевозчика, их пока недостаточно для того, чтобы рейсы приносили прибыль. Они убыточны по-прежнему. Однако, благодаря тому, что бюджета второй год подряд эти самые выпадающие доходы предприятию компенсирует субсидия из областного, ситуация существенно стабилизировалась. Зачем возмещать убытки? А затем, что у каждого жителя любого «медвежьего угла» должна быть возможность добраться до райцентра, где сосредоточены и больницы, и социальные учреждения, и многое другое, чего в деревнях нет. А потому автобус должен ходить. Но чтобы не курсировать понапрасну, транспортники согласовывают необходимость рейсов и их количество с администрациями поселений или старостами населённых пунктов.

- На сегодняшний день у нас 17 маршрутов во все направления. Летом работал ещё один – до дачного кооператива «Берёзки». Люди довольны.

К слову, ПАТП этим самым решило ещё одну, даже не свою проблему. Если кто помнит, дачники раньше пользовались либо «еденьгским» автобусом и потом шли пешком, либо «нелюбинским», а затем по мостику через Еденьгу, который периодически сносило водой, и администрация СП Пятовское каждый раз ломала голову, где взять средства на ремонт/строительство лавы. Теперь такой проблемы нет: в «Берёзки» огородники попадают на транспорте, а сельсовет экономит средства на другие важные дела…

Вернёмся к Тотемскому ПАТП. Кроме наиболее значимых вопросов по обеспечению автобусным сообщением земляков, удаётся решать и хозяйственные. Пару лет назад обновили кровлю на профилакториях – помещениях для стоянки и ремонта техники, нынче отремонтировали собственную котельную – заменили отопительный агрегат и насосное оборудование, вскоре приступят к замене крыши административного здания.

- Проблемы, конечно, есть, но основные решены, а мелочи – вполне по силам, - заверил собеседник.

А пассажиров рейсовых автобусов первыми встречают здесь улыбчивые яркие труженицы автостанции. Действительно, кассиров и кондукторов можно смело назвать лицом предприятия. Не в обиду мужчинам-водителям, на чьи плечи ложится основная нагрузка по доставке земляков с места на место, эти женщины непосредственно общаются с людьми: продают им билеты.

Каждая из них трудится от года до трёх лет. Так уж случилось, что все меняют работу по личным причинам. Кассир Мария Соболева, к примеру, занималась бизнесом, её напарница Ирина Ткаченко имела дело с торговлей, общепитом. Почему той и другой пришлось сменить род деятельности, углубляться не будем, но обе устроились в Тотемское ПАТП, где стабильно выплачивается заработная плата и не предвидится угрозы остановки деятельности: ведь транспорт людям необходим постоянно.

- В наши обязанности входит продажа билетов на пригородные рейсы и проходящие по междугородним направлениям, - сообщила Мария Николаевна. – У старшего кассира ещё отчётность, составление графиков работы кондукторов, контроль их деятельности.

Трудятся женщины с шести утра до шести вечера ежедневно, сменяя друг друга через два дня. Их напарницы – кондукторы Марина Выдрина, Надежда Нестеренко и Валентина Романова работают по другому графику: два через один. Основное место деятельности – самые массовые и интенсивные рейсы на автобусных маршрутах до Советского и Усть-Еденьги, где они «обилечивают» пассажиров в салоне автобуса.

Вроде бы ничего сложного нет: считай мелочь, выдавай сдачу, отрывай бумажные талончики за проезд. Но героини повествования смеются:

- А попробуйте это делать на ходу по 12 часов в сутки, быстро устанете!

Так что не всё просто. Не каждому под силу в таких условиях оставаться приветливыми, не ошибаться в расчётах и ещё за порядком в салоне следить. А как же: масочный режим никто не отменял, поэтому убеждать земляков соблюдать его приходится. Некоторым пассажирам не хватает вежливости – тут тоже надо обладать стойкостью и терпением.

Надежда Павловна, Марина Васильевна и Валентина Ивановна свою работу знают и выполняют её на отлично.  Да и водители, если трудно, помогают в сложных ситуациях, поддерживают коллег во всём. Так и трудятся одной командой.

Рубрика