Неукоснительное выполнение установленных норм и правил – неотъемлемая составляющая пользования водными объектами
Однако не все граждане их соблюдают, что приводит к трагическим последствиям. О строгих мерах безопасности и том, к чему может привести человеческая безалаберность, рассказал Николай ГОРОДИШЕНИН, старший государственный инспектор Тотемского участка Центра государственной инспекции маломерных судов ГУ МЧС России по Вологодской области.
- Николай Васильевич, СМИ неоднократно напоминали землякам о поведении на воде, сотрудники ГИМС проводят рейды, выписывают нарушителям штрафы, однако некоторые соотечественники по-прежнему надеются на авось. Расскажите, к чему может привести нарушение требований безопасности. Может быть, испугавшись на примере реальных трагедий, кто-то одумается?
- Вы совершенно правы, нарушение правил пользования водными объектами, требований правил безопасного поведения на воде приводит к печальным последствиям и уже в этом году в области с участием маломерных судов произошло четыре происшествия, в которых погибло семь человек, в том числе, по вине взрослых, два ребёнка.
В качестве печальных примеров можно привести такую статистику: так в 2022-ом произошло 15 трагедий, которые унесли жизни 16 людей и одного несовершеннолетнего. Восемь из 15 случаев – 53 % - произошли на крупных водоёмах, 60 % - в вечернее и ночное время, 20 % утром и столько же днём. 2021-ый отличился шестью происшествиями и гибелью пяти человек. В 2020-ом произошло 14 несчастных случаев, в которых погиб 21 человек.
Расскажу о самых резонансных. 25 мая в Череповеце в реке Ягорба местные жители обнаружили погибшего мальчика 2014 г.р. Днём ранее в Усть-Кубинском округе ушёл из дома в неизвестном направлении мужчина 1941 г.р., тело которого спустя сутки нашли в р. Кихть.
В ночь на 16 мая 2023-го в Устюженском районе на р. Молога ловили рыбу сетями четверо мужчин на двух лодках. На одной из них рыбак встал на борт, потерял равновесие и упал в воду. Так как он находился без спасательного жилета и в стоянии алкогольного опьянения, то не смог долго продержатся на воде и утонул. На судоводителя, который находился в лодке и не успел помочь утопающему, возбуждено уголовное дело по части четвёртой статьи 263 УК РФ.
30 апреля 2023-го 32-летняя женщина, её супруг, семилетний сын, а также 35-летний знакомый семьи (владелец судна), находились на р. Тошня в резиновой лодке в месте впадения в р. Вологда. Во время резкого маневра лодка почти перевернулась и все находившиеся в ней люди выпали в воду. Мужчины сумели выплыть на берег, а женщина с ребёнком погибли. Их тела извлекли спасатели. Погибшие находились в спасательных жилетах, но мальчик попал под винт мотора и получил травмы не совместимые с жизнью. Мужчинам оказана медицинская помощь – оба находились в нетрезвом виде. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по той же статье Уголовного кодекса.
В прошлом году на реке Большая Ельма Вологодского района при выезде гидроцикла на берег погибла женщина 1980 г.р. Молодые люди решили испытать недавно купленную технику, не зарегистрированную в ГИМС. После того, как мужчина покатался, он передал транспорт жене, у которой не было права управления, а сам остался на берегу с детьми. Супруга уехала из зоны видимости за поворот реки вниз по течению и пропала. Чуть позже гидроцикл обнаружен на берегу на камнях, а рядом женщина с травмой головы, медиками зафиксирована смерть от ЧМТ.
В Бабаевском районе в прошлом году в результате несоблюдения мер безопасности и неправильного распределения груза опрокинулась и затонула лодка, в которой находилось трое мужчин. Двоим из них удалось доплыть до берега и зацепится за ветки кустов, где их позже подобрали проплывающие мимо рыбаки. Со слов спасённых, третий мужчина не смог доплыть до берега и исчез из виду под водой. Спасательные жилеты на них отсутствовали. Все находились в состоянии опьянения.
В 2021-ом в Вологодском районе на р. Вологда в следствие несоблюдения правил маневрирования столкнулись два моторных судна, в результате чего один человек погиб, трое получили ранения. На озере Кубенском, наехав на подводное препятствие, получила повреждение и затонула моторная лодка, на борту которой находилось восемь человек. Семерых граждан спас на мотолодке очевидец происшествия, на них были одеты спасательные жилет и круги. Единственный пассажир, у которого таковых не имелось, погиб. Тремя годами ранее на озере Белом вышли на катере «Крым-3» пять человек. Происшествие случилось до открытия навигации. Люди попали в шторм и утонули вместе с судном.
Можно и дальше приводить такие примеры, но в данном случае наша цель не запугать граждан, а дать им повод задуматься: а правильно ли я поступаю, соблюдаю ли я правила безопасного поведения на воде, не приведут ли мои действия к трагическим последствиям?
- Каковы всё же основные причины гибели людей на водоёмах?
- Все они происходят из-за элементарного нарушения правил безопасности.
Особенно жаль, что по вине взрослых гибнут дети. Поэтому не только сами соблюдайте, но и научите сыновей и дочерей этим простым правилам:
- перед посадкой в лодку, нужно внимательно осмотреть её, убедиться в исправности и прочности, отсутствии повреждений и свищей, проверить, на месте ли вёсла, руль, уключины, спасательный круг, конец Александрова и черпак для отлива воды;
- вне судовых помещений дети до 12 лет ВСЕГДА должны находиться в спасательных жилетах, подходящих им по росту и массе;
- во избежание опрокидывания судна при посадке (высадке) необходимо входить в него по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья;
- во время движения судна во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки;
- грести вёслами нужно равномерно, управляющий судном должен быть особенно внимательным, чтобы не допустить столкновение с другими суднами, объектами и предметами, находящимися в воде;
- совершая прогулки по рекам и озёрам, следует двигаться правым бортом к берегу, стараясь держаться на расстоянии не более 20 метров от него. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя её слева относительно движения судна;
- Нельзя допускать пересечения пути теплоходам и катерам – это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов необходимо уклониться в сторону или отойти на безопасное расстояние. При этом, удаляясь, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут её перевернуть;
- ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения судна – это опасно для жизни;
- нельзя управлять любым маломерным судном в состоянии опьянения – это путь к несчастному случаю;
- управлять судном должен только грамотный, имеющий опыт человек, а в случаях, предусмотренных законодательством, имеющий право на управление маломерным судном.
Помните, ваша безопасность, безопасность пассажиров и особенно детей зависит от соблюдения установленных требований, умелых и грамотных действий взрослых.
- Велики ли штрафы нарушителям правил безопасности на воде и в маломерных судах?
- Если рассматривать нарушения по теме нашей беседы, то за могу сказать, что за нарушения такие как отсутствие спасательных средств предусмотрено административное взыскание в размере 300-500 рублей для владельцев МС, не подлежащих регистрации, от 15 до 20 тысяч рублей – зарегистрированных в реестре.
Управление маломерным судном в нетрезвом виде влечёт наказание в сумме 1000-1500 рублей, либо лишение права управления на срок до года.
Отсутствие предусмотренных спасательных средств (круг, конец Александрова и др.) влечёт административное взыскание в сумме 15000-20000 рублей.
Но прежде всего следует думать о том, что соблюдение требований безопасности сохранит не деньги, а жизнь – вашу и близких, все правила и требования безопасности написаны на основе трагического опыта. Помните об этом!
Фото предоставлено Тотемским участком ГИМС.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 1 просмотр