Молодые реставраторы восстанавливают иконы храма Рождества Христова.
Тишина, умиротворённость, неспешная, кропотливая работа. Не хочется прерывать благое занятие. Наблюдаю, как бережно очищают специалисты поверхности изображений, высвобождая от копоти, нанесённой временем, первоначальный слой живописи, наносят свежую краску на потрескавшиеся участки, прорисовывают детали... Лики святых словно бы наблюдают за происходящим и благословляют мастеров.
В Тотьме работают студенты-пятикурсники Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица под руководством доцента, преподавателя реставрации темперной живописи Анны Лельчук.
- Для юношей и девушек это десятидневная производственная практика.
Иконы из храма. Кафедра живописи и реставрации специализируется на восстановлении монументально-декоративной, темперной, масляной живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, графики. Мои студенты занимаются реставрацией темперной живописи, - пояснила Анна Ивановна.
Понятно, что для оттачивания профессионализма выпускникам требуется не только теория, они собственноручно должны регулярно совершенствовать навыки.
А общественная религиозная организация прихода храма Рождества Христова в рамках проекта «Живоносный источник: Святая земля Тотемская» имеет цель реставрации церкви, одним из направлений которого стали не только наружные, но и внутренние работы, в число которых входит и реставрация наиболее пострадавших от времени икон.
Интересы двух групп пересеклись. И сейчас молодые люди бережно приводят в порядок предметы старины.
Написанные на деревянной основе, они реагируют на изменения окружающей среды – холод, влажность, свет. Наиболее подвержено разрушению дерево –коробится, трескается, даже заводятся вредители. Но у этих необходимо поправить лишь изображение.
Некоторые иконы пострадали не сильно. К примеру, вот эту необходимо очистить от копоти, грязи, у других – потрескалась краска, где-то совсем отслоилась. У таких сначала на разрушенных участках восстанавливают грунт, потом живопись – прорисовывают детали одежды святых, лица, фон, надписи. А вот изображение преподобного Феодосия Тотемского уже реставрировалось ранее, потребовалась лишь незначительная помощь.
Чтобы определить, какой цвет существовал изначально, реставраторы берут пробы, изучают краску под микроскопом. На одной проглядывается более светлая. Значит после того, как поправят живопись, икона станет светлее, ярче, словно бы только вышла из-под кисти иконописца.
А как понять, что необходимо дописывать? Специалистам это не составит труда, поскольку пишутся они по строгим канонам православия. Цвет одежды, положения рук, головы святых мастера не выдумывают, а следуют правилам. Этому, в том числе, студенты учатся в вузе, изучая школы живописи, которые существовали на Руси.
- Конечно, московское, новгородское, псковское течение отличаются друг от друга. Такие памятники старины хранятся в музеях. Но к 18 веку стили сглаживаются, поздние иконы пишутся в портретной манере, хотя техника иконописи была одна и та же. Выделить здесь, например, какое-то течение трудно, все разные, не похожие друг на друга, - объяснила Анна Ивановна.
А ещё надо учесть, что сто лет назад религию стали уничтожать на корню: храмы кощунственным образом обезглавливали, кресты, колокола снимали и отправляли на переплавку, помещения святынь отдавали под сельскохозяйственные нужды, клубы, учебные заведения… Иконы безжалостно сжигали. Сохранились они благодаря сердобольным прихожанам, которые уносили святыни домой, прятали, передавали на хранение детям и внукам.
За примерами далеко ходить не надо: во Входоиерусалимской церкви был винзавод, в Спасо-Суморином монастыре – лесотехникум, в мосеевском храме – ремонтные мастерские…
В Христорождественской церкви после начала реставрации всё её внутреннее убранство, которое удалось уберечь от поругания, собрано земляками, священнослужителями. И не факт, что оно из этого храма. Иконостас на втором этаже вообще новый.
Да разве дело в старине? Главное, что обитель открыла двери для тех, кто идёт к Богу, там проводят службы, таинства крещения, бракосочетания, отпевания. А во время молитв глаза прихожан устремляются к иконам, с которых смотрят небесные покровители. И не важно, написаны их изображения древними мастерами или современными. Вера человека измеряется не древностью икон, это точно.
Кроме работы гости познакомились с историческим наследием города, побывали в музеях, их впечатлил тот, что посвящён церковной старине. И, конечно, навестили Спасо-Суморин монастырь, поклонились его основателю – преподобному Феодосию Суморину, Тотемскому чудотворцу, под покровительством которого нынче восстанавливается святая обитель.
Фото автора.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 60 просмотров