сво

 

Только в музыке - гармония

 

Тотемской детской музыкальной школе исполняется 60 лет

Учреждение – одно из популярных среди тотьмичей. При поддержке администрации района, где понимают, насколько важно выполнять задачу по охвату максимального количества детей допобразованием, оно не только сохранило заложенные основателями традиции, но и успешно развивается. Здесь работают настоящие профессионалы, преподаватели с большим опытом, благодаря которым дети изучают игру на различных музыкальных инструментах. Причём, вкладывая душу в каждого ребёнка, педагоги ДМШ развивают их способности настолько, что многие воспитанники занимают призовые места на престижных конкурсах всероссийского и даже международного значения. Благодаря таким победам о нашей маленькой Тотьме знают далеко за её пределами, а учреждение, где подрастающее поколение приобщают к высокому искусству, известно по всей области.

ДМШ

Много лет назад руководители учреждения поставили перед собой задачу – дать всем девочкам и мальчикам возможность научиться владеть фортепиано, баяном, домрой, духовыми и другими инструментами. Одна из директоров школы ‒ Алла Грачёва ‒ стала в крае настоящей легендой, отстаивая право провинциальных ребятишек на возможность заниматься музыкой. Она открывала филиалы на селе, способствовала получению соответствующего образования выпускниками ДМШ и возвращению их домой для обучения уже нового поколения юных тотьмичей. Для развития учебного заведения Алла Ивановна прилагала все усилия. Её энергией и энтузиазмом заряжались лучшие ученики. К примеру, бывший учитель, затем начальник отдела культуры, и в недавнем прошлом заведующий хозяйством школы Николай Мишин внёс значительный вклад как в развитие ДМШ – за ним её коллектив был как за каменной стеной, так и для духового искусства в районе в роли руководителя духового оркестра, в составе которого музицировало 40 выпускников учреждения. А его супруга Татьяна Мишина, заслуженный работник культуры Российской Федерации, возглавляя музыкальную школу, сохраняла заложенные основателями традиции и внедряла новые, что позволило в трудные, переломные и не всегда экономически стабильные годы сохранить профессиональных педагогов и приумножить славу учебного заведения.

- Говоря о традициях и высоком уровне музыкальной школы в районе, отмечу большой личный вклад тех, кто долгое время трудился здесь и обучил многих ребятишек: преподаватель класса скрипки Нина Попова, сольфеджио, хора ‒ Тамара Сорокина, домры, балалайки, гитары – Наталия Крутова. Наталия Михайловна в настоящее время является участницей оркестра русских народных инструментов. Добрые слова – в адрес Ромуальды Ромуальдовны и Николая Викторовича Щебет, ‒ поддержала разговор о славном прошлом нынешний директор Тотемской ДМШ Любовь Зайцева.Л.Н.Зайцева

Любовь Николаевна, не сбавляя темпа предшественников и заручившись поддержкой коллег, умело сохраняет принципы обучения и идёт в ногу со временем ради дальнейшего развития. Сама она с раннего детства мечтала связать жизнь с искусством:

- Было желание заняться фигурным катанием или музыкой. Но поскольку первому в Тотьме не учили, ещё в детском саду прошла прослушивание и успешно поступила в подготовительную группу по классу фортепиано. Первый педагог Ольга Двойнишникова, строгая, но сумевшая разглядеть способности – беглость рук и хорошую память, дала основные азы владения инструментом. В четвёртом классе перешла учиться к Татьяне Вячеславовне, закончив ДМШ, поступила в Вологодское музыкальное училище. После работала в Юбилейной школе искусств, учила музыке детей в Погорелове. Вышла замуж и вернулась в Тотьму.

С 2003-го Любовь Зайцева исполняла обязанности завуча по учебно-воспитательной работе, тогда же окончила Вологодский педагогический институт и магистратуру, а в 2014-ом возглавила заведение.

Молодой педагог при поддержке таких же инициативных и целеустремлённых коллег стала внедрять интересные идеи, чтобы разнообразить жизнь в школе: ввели День самоуправления, «Посвящение в музыканты» и другие, проводят конкурсы исполнителей этюдов, «Моя любимая пьеса» и прочие.

ДМШ 2

- Было много интересных задумок – одни ушли, другие успешно прижились. Сейчас, к примеру, по итогам учебного года отчётный концерт даёт каждый класс – пианисты, баянисты и аккордеонисты, домристы, балалаечники и так далее. Ведь в одном мероприятии невозможно объединить все таланты, которые хочется продемонстрировать – их у нас немало. И почему на подмостки должны взойти только лучшие – отличники, победители конкурсов? Право выступить имеют все дети. Показывая педагогам, родителям, чему научились за сезон, они ещё и с малых лет приобщаются к сценической культуре. Каждое такое выступление мамы и папы посещают с цветами, артистов встречают аплодисментами – получаются настоящие праздники. А когда даже самая простая мелодия вызывает восторг у зрителя, юный исполнитель чувствует себя более уверенно, ему хочется осваивать мастерство и дальше, ‒ поделилась Любовь Николаевна.

ДМШ 3

В те годы ДМШ стала более активно участвовать в конкурсах исполнительского искусства, многие из которых стали традиционными, а имена подрастающих музыкантов и их преподавателей – звучать на страницах газет. Но не только победами популярно образовательное учреждение: дети любят заниматься музыкой. В школе создано несколько творческих объединений, которые импонируют землякам: образцовый художественный коллектив «Хоровая группа «Радуга», ансамбли баянистов и аккордеонистов «Аккорд», народных инструментов «Мозаика», народный самодеятельный коллектив «Оркестр народных инструментов «Русский огонёк», вокальный ансамбль преподавателей «Гармония» и другие, которые позволяют проявить музыкальные способности ученикам и педагогам.

- Сколько девчонок и мальчишек нынче обучается в школе?

-  Игру на фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре, гармони, а также сольное пение осваивают 200 человек. Наконец, возобновлены занятия на духовых инструментах. Кроме того, у нас есть группа раннего эстетического образования для малышей 4-5 лет, где они развивают музыкальные способности – учат ноты, слушают музыку, воспроизводят ритм, по желанию выбирают музыкальный инструмент.

- Многие ли ребята связывают дальнейшую жизнь с музыкой?

- Не так много, как хотелось. Всё-таки это дополнительное образование, своего рода хобби. Лишь единицы продолжают обучаться на профессиональном уровне. Из тех, кто в последние годы закончил музыкальную школу, таких немного. Мы гордимся выпускниками, которые учатся в консерваториях. Валерия Дурнева – студентка Казанской государственной, Людмила Зайцева закончила Саратовскую и работает преподавателем в областном колледже искусств, там же трудится после окончания Петрозаводской домристка Светлана Игнатьевская, ещё одна ‒ Карина Оганесян ‒ играет в популярном вологодском оркестре русских народных инструментов «Перезвоны». Немало других талантливых выпускников получили высшее образование и музицируют в разных городах России. Безусловно, радуемся достижения наших воспитанников, но большинство, несмотря на победы в престижных конкурсах, доказывающие мастерство учащихся, всё же выбирают другие специальности. Оно и понятно, музыка многим нужна для общего эстетического развития. И всё же некоторые не могут без неё. В составе оркестра «Русский огонёк» ‒ наша выпускница Марина Винокур и Екатерина Абанина, окончившая бабушкинскую школу искусств. Они работают в других сферах, но с удовольствием посещают репетиции.

ДМШ 4

- Без педагогов высшего класса не было бы успехов у детей.

- Без сомнения, все достижения учащихся ‒ заслуга наставников. Сейчас в музыкальной школе 14 преподавателей. Почти все – выпускники школы. У нас работают, в основном, стажисты. Опора, поддержка, правая рука – завуч Елена Крестьянкина. Методическим объединением фортепиано руководит Юлия Юшкевич, народных, духовых инструментов ‒ Наталья Жданова, сольфеджио, музыкальной литературы, слушания музыки, сольного пения ‒ Лариса Кремлёва. Но это лишь должности. Как можно не сказать слова благодарности в адрес наших пианистов Ирины Поповой и Галины Дьячковой, стаж которых больше тридцати лет. А Елена Кринкина и Татьяна Мишина продолжают работать уже будучи на пенсии. С приходом Татьяны Черкас открылось отделение сольного пения. Нельзя не отметить Антонину Завгороднюю, Ольгу Русинову и Юлию Ярославцеву – они хоть и помоложе, но их успехи в обучении детей тоже заслуживают похвалы. Отдельное спасибо хранительнице школы, её уюта Ларисе Строгановой. Невозможно кого-то одного выделить. Все учителя ‒ профессионалы, у каждого есть воспитанники, которые если и не становятся «звёздочками», то осваивают специальность на отлично.

Кстати, поделюсь радостью: в музыкальной школе появился молодой учитель-духовик. - Илья Шабанов будет обучать детей игре на кларнете, саксофоне и других музыкальных инструментах. Его супруга приехала к нам в район по программе «Земский учитель», и так успешно сложилось, что Илья Валерьевич, её супруг, оказался музыкантом! Наш коллектив безмерно счастлив, что отделение духовых инструментов сохранится.

Это отличная новость! Тотьма славится духовиками, выпускники этой специальности продолжают заниматься музыкой в известном далеко за пределами края оркестре «Сияние Севера». Значит, благодаря новому педагогу, появится молодая смена.

- Любовь Николаевна, что ещё, кроме влюблённых душой в своё дело наставников, помогает музыкальной школе оставаться на волне престижа среди других в области искусства?

- Большое значение имеет хорошая материально-техническая база. Поэтому стараемся обновлять музыкальные инструменты, предоставляя детям самое лучшее. Стоят они не дешево. Но постепенно это удаётся делать. Купили рояль, три фортепиано, народные, духовые, ударные инструменты. Но самая большая мечта – приобрести инструменты для народного оркестра «Русский огонёк». Коллектив, каких единицы в области, достоин лучшего. Забегая вперёд, скажу, что к концу года эта мечта осуществится за счёт выигранного школой гранта в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Проект «Россия поёт Рубцова» получил поддержку в сумме почти трёх миллионов рублей, что позволит реализовать задуманное.

ДМШ 5

- А как с помещениями? За последние годы школа преобразилась, это при том, что ремонты вы начали проводить в сложное в финансовом плане время. Как удалось?

- Перед нами всегда ставилась задача – зарабатывать деньги. Как это сделать учреждению допобразования? Возникла идея с проведением онлайн-олимпиад по предметам теоретического цикла: «Загадки госпожи Мелодии» для учащихся младших классов, «Музыкальная регата» по предмету «Музыкальная литература», «Сольфеджиада» ‒ по сольфеджио. Преподаватель Ольга Русинова, хорошо ориентируется в компьютерных программах и интернете, запустила наши конкурсы в сеть по всей стране. Каково же было удивление, когда на первую олимпиаду откликнулось свыше тысячи конкурсантов! Заняв в 2015-ом эту нишу – таких онлайн-конкурсов нигде не проводилось, а потому они оказались востребованы – Тотемская ДМШ смогла привлечь небывалое число участников и неплохо заработать.  Задания интересные, результаты подводим, не задерживая, также быстро отправляем дипломы с красочными видами панорамы города. Очень выручили музыкальные состязания в пандемию. Заниматься удалённо музыкой не реально, поэтому этот источник дохода в непростые времена очень помог. Были успешные попытки проведения онлайн-конкурсов пианистов и народников, и даже викторины  «Тайны цифры семь» при поддержке Фёдора Конюхова. Но вот как-то олимпиады более популярны. Благодаря полученной за проведение конкурсов прибыли удалось полностью отремонтировать основное здание школы, обновить мебель, нотную литературу, некоторые инструменты, приобрести оргтехнику.

После того, как из пристройки переехало стоматологическое отделение, благодаря поддержке администрации района освободившееся помещение передали нам. Заработанные средства позволили привести в порядок второй этаж здания, оборудовать три класса – хоровой, сольного пения и фортепиано, а также санузел, фойе, раздевалку.

ДМШ 6

- Каковы дальнейшие планы по развитию учреждения?

- Желаний очень много. Президент поставил задачу – охватить дополнительным образованием не менее 80 % несовершеннолетних. У нас сложно выполнить указ, так как занятия по освоению музыкальных инструментов индивидуальные – выше головы не прыгнешь. Поэтому возникла идея открыть в школе профессиональный хореографический класс – он помог бы увеличить количество обучающихся. Вопрос упирается только в помещение: нижний этаж пристройки не отремонтирован. Своими силами это не сделать. Но реконструкция впереди: Тотемская ДМШ включена в региональную программу «Детская школа искусств – вектор развития» на 2024 год с серьёзной финансовой поддержкой в размере 10 миллионов рублей. Это удалось благодаря поддержке депутата Законодательного Собрания Вологодской области Алексея Маслова, который содействовал, чтобы школа вошла в программу Вологдареставрации для составления проектно-сметной документации ремонта здания. Имея на руках ПСД, на последнем градостроительном совете при губернаторе Олеге Кувшинникове удалось заручиться поддержкой и войти в программу.

В нашем безумном, безумном, безумном, как сказал кто-то из классиков, мире необходимо, чтобы имелась альтернатива для успокоения души. Если ребёнок с ранних лет приобщён к искусству ‒ это хорошо. Занятия музыкой формируют вкус и понимание прекрасного, развивают память, слух, интеллект, учат концентрироваться, улучшают внимательность, усидчивость, помогают развивать другие способности и навыки. Поэтому популярность Тотемской ДМШ не просто сохраняется, но и растёт. Сейчас, когда у школы появились новые проекты и программы для дальнейшего развития, учреждение культуры шагнёт на ещё более высокий уровень предоставления качественных услуг по развитию творческих способностей подрастающего поколения.

Фото из архива Тотемской ДМШ.

Рубрика