Четыре уроженца одной погореловской деревни отметили почётные юбилеи
А название-то у населённого пункта какое – Жилино! Вопрос, в чём секрет долголетия, после этого уже вроде как не стоит. И всё же любопытно было познакомиться с именинниками, которые с разницей в 2-3 недели отметили дни рождения.
Первой в конце июня 90-летие отпраздновала Александра Васильевна СЕЛИВАНОВА, в июле девятый десяток оставил за плечами её супруг Анатолий Александрович, а его родному брату Владимиру исполнилось 95 лет! Столько же - ещё одной жительнице этого населённого пункта Нине Васильевне Хипели, родной сестре Александры Васильевны. Такое число людей, разменявших почти целый век и много повидавших, родившихся в одном населённом пункте, встретишь далеко не всегда. Может, здесь какой-то целебный источник имеется? Или таков генофонд в роду у земляков? Чего гадать – отправляемся выяснять.
Первым навестила Владимира Александровича. Попала как раз к обеду. Посадили за стол: «Поешь с дороги, потом спрашивай!». Побеседовав с долгожителем, зашла к Анатолию Александровичу с Александрой Васильевной – они радушно встретили чаем и тарелкой спелой клубники. За разговорами с ними и прошёл день.
Секрет первый
У всех героев публикации судьбы одинаковые – доблестный труд в военное и послевоенное время. То, что в деревнях, как правило, были многодетные семьи, как у наших героев, люди держали большой скотный двор и от зари до зари трудились в колхозах, это понятно. Там каждому находилась работа. И для подрастающих парней и девчонок. Пока родители были в полях, на фермах, в лесу на делянке, домашним хозяйством занимались дети.
Вот только никогда такой быт не был столь тяжким, как в годы Великой Отечественной и в послевоенное время.
Вот представьте на минуту, что вдруг ВСЕ мужчины отправились на фронт. Это трудно, но так было в 1941-1942 годах. Жилино наполовину опустело, а в последующие годы на войну ушли юноши, достигшие призывного возраста.
- Из каждого двора отец или сын, а то и вместе, и даже дочери ушли. А вернулось… - Александра Васильевна по пальцам одной руки сосчитала выживших.
Если учесть, что в те годы в Жилино было больше 60 домов и в каждый пришла не одна похоронка... У братьев Селивановых отец умер в лазарете, у Александры и Нины погиб от прилетевшего в голову осколка под Ленинградом – где-то там он и похоронен, завёрнутый в шинельку, на берегу Невы.
Вот они, подростки, и трудились, сначала в годы лихолетья, а потом после войны восстанавливали родное хозяйство.
Те, кто постарше, сразу впряглись в трудовую лямку. Владимира Селиванова отец напутствовал: «За хозяина теперь ты». Вот 13-14-летние, разом повзрослевшие парни и девчата заменили ушедших на фронт отцов, братьев - кто дома, кто в колхозе, лесопункте. А к концу войны подросли их младшие братья и сёстры, которые и так помогали матерям по хозяйству, а потом приступили к работе в сельхозпредприятии. В школе, как оказалось, поучиться пришлось немного. Кому три, кому два года.
- Четыре класса только кончил. Вся учёба – лошадь, коса, вилы, топор и пила, - вспоминает Владимир Александрович.
- Поучился немного, потом дома помогал по хозяйству, - подтверждает его брат. - Семья есть семья – кто чем занимается, всем работы хватало.
- Школа была в Петрилове – туда ходили. Кто постарше, учился в школе в Фоминской. Да не пришлось ни мне, ни Нине, - рассказала Александра Васильевна про себя и сестру.
Современным людям представить деревенский быт прошлого сложно. Сейчас всё в магазинах есть, дома благоустроены, в тех же колхозах коров доят роботы, а поля обрабатывают на технике. Но тогда… Семьи большие – это ж сколько еды наготовить надо, а воды натаскать и себе, и скотине, да дров заготовить, печь натопить, в огороде прополоть-полить. А еды-то в военное время не лишка было – голодали. Что было, на фронт отправляли. В колхозах же всё делали вручную – доили коров, пахали-сеяли-косили-убирали в поле, разве что, когда на лошадях, лён дёргали, зерновые молотили… Зимой работы не меньше было – на делянках лес заготовляли. Пешком за 18 километров в Тафтинский лесопункт отправлялись.
- Не давали вздыху. Без выходных, как заведённые трудились. Тракторов не было, всё делали руками. А еда – "картошка да хлибца немножко...", – вспоминает Владимир Селиванов.
Это он в 13-летнем возрасте за плуг встал, Анатолий же дома управлялся, а когда подрос, на косилке стал работать. А девушки помогали на фермах, в телятнике, обихаживали быков, доили, убирали навоз, таскали тяжёлыми вёдрами воду на ферму и, конечно, сенокосили и убирали лён и зерновые.
Наверное, эта, непосильная для современных подростков, да и взрослых тоже, доля, которая досталась детям войны, и сыграла свою положительную роль в том, что сегодня они перешагнули девятый десяток. Выносливые с ранних лет, закалённые физической нагрузкой юноши и девушки и гадости всякой искусственной не ели, которой нынче не отличишь от натуральных.
Секрет второй
- Техника-то появилась хорошая в 60-70 годы. А в войну и после всё руками да на лошадях, - говорит Анатолий Александрович.
Помнят старики, как в колхоз купили первую косилку, стали появляться трактора, другая сельхозтехника. Владимира Селиванова первого обучили. Так он потом и не расставался с рычагами железного коня.
Выучившись на тракториста, он работал в Погореловской МТС, затем в местном колхозе, потом совхозе. И так он с транспортом умел управляться, что, как только новый трактор в хозяйство поступал, председатель говорил: «Селиванов, поезжай!». А потом Владимир Александрович заведовал пасекой. Его, тракториста, уговаривали два дня – специалисты в поле приезжали для этого. В конце концов согласился лишь после того, как председатель сказал: «Возьми пасеку, а я тебе трактор оставлю. Под окнами пусть и стоит!». Да ведь не в подарок: 160 ульев надо было весной увезти в лес, на вырубку, а она далеко, потом ездить собирать мёд, а как заканчивался сезон, убрать домики на зимовку. Помощника давали выносить, ставить ульи, гнать мёд. А все остальные заботы лежали на плечах Владимира Александровича.
Погореловский мёд уже тогда славился: его возили в магазины района, Вологды, Архангельска. За отличные показатели в производстве мёда – семь тонн накачал! – Владимир Селиванов дважды занимал первые места по Северо-Западному округу, что подтверждают две медали – бронзовая и серебряная «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР», а также орден «Знак Почёта» и другие трудовые регалии.
Гордится своими наградами и Анатолий Александрович: медалью «За доблестный труд к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», орденом «Знак Почёта».
В колхозе он начал работать с 16 лет – вот на той самой первой косилке, которую туда купили. После армии, трёх лет в танковых войсках, выучился на тракториста. Был и комбайнёром. Да и вообще с любой техникой мог сладить. Тракторист-машинист широкого профиля перед пенсией несколько лет токарем работал.
Если кто думает, что им, трактористам, было легче – всё ж на транспорте, а не вручную работали, – пусть притормозят с выводами. Для техники в те годы, оказывается, тоже воду надо было зимой греть. И с этим бывали проблемы. Супруга Анатолия Александровича вспомнила:
- Валенки-те без галош носили, а намокнут ноги, так в мороз портянки к ним примерзали… Едва отогреешь.
Сама она трудилась в колхозе с 13 лет: сенокосила, возила навоз, убирала лён и картофель, доила коров. Александра Васильевна вставала в пять утра и шла на ферму в другую деревню. Кроме дойки раздавала животным корм, поила маленьких телят. А доить коров приходилось два раза в день. Бурёнки все разные. Совсем молодые тёлки – не ухватишь и не выжмешь, их называют «тугосисие». А у старых коров вымя бородавчатое, сморщенное. Им больно, они отбрыкиваются. Поэтому к каждой нужно было ещё и подход найти. Можно сказать, на ферме работали и жили.
Александра Васильевна вспоминает прожитые годы с любовью:
- Работать нравилось. Если ты здоров, то и труд в радость. А бывало – с ноющими руками и спиной… Теперь диву даюсь, откуда силы брались? Да разве ж я одна так трудилась? - говорит Александра Селиванова.
Такова была доля и её старшей сестры Нины. Зимами дрова из лесу возила, летом на ферме, коров пасла, в поле трудилась. Всю жизнь в животноводстве и проработала.
- Труженица была хорошая. Сейчас здоровье уж не то, живёт в семье сына. Заботятся о ней хорошо, – говорит Александра Васильевна.
И думаете потом, в середине прошлого столетия, когда народное хозяйство стало вставать на ноги, хозяйства укрепляться, богатеть, легче стало? Как бы не так!
- Днями в хозяйстве, а ночами себе надо сена заготовить – шли на дольние пожни. Все скот держали, с ней надо управиться. Детям наготовить, настирать. Сейчас в магазине всё есть, а стоит-то сколько… В огороде ещё – сади, да чисти, да поливай. Свету белого не видишь! Когда и спали, не знаю. А всё успевали… – продолжила рассказ долгожительница.
Им, селянкам, надо памятники ставить при жизни. Вот мы, современные, не сможем ни понять, ни представить, что тогда декретных отпусков не было, сразу после рождения ребёнка женщина выходила на работу. В городе, может, в учреждении, полегче было. А там, в деревне, всюду непосильный труд.
За малышами же обычно присматривали бабушки. Их, своих матерей, собеседники вспоминают с особой любовью и теплотой. Про деревенскую улицу, где играли все ребятишки вместе, тоже вспомнили. А сейчас здесь тишина...
Ну а труд, конечно, в советский период вознаграждался особенно высоко. За высокие производственные показатели и Александра Васильевна неоднократно награждалась Почётными грамотами и благодарностями администрации совхоза. Имя её занесено в книгу славы земли погореловской, как и её односельчанок и, конечно, мужчин – героев сегодняшней публикации.
Ещё одна почётная доярка из этой деревни, о которой не лишне рассказать, – супруга Владимира Селиванова – Анна Васильевна. Три года, как её не стало. Тоже работала сначала в Жилино на телятнике, потом в Петрилове. Её заслуги перед народным хозяйством отмечены медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», орденами «Трудовой славы» III степени, «Знак Почёта» и другими наградами районного уровня.
Секрет третий
Постепенно разговор перешёл в другое русло. Вспомнили старики, как в те годы проводила время молодёжь. Владимир Селиванов показывает в окно:
- Всё время тут, под окном, вечерами молодёжь собиралась. Много было её тогда. Сам я тоже играл на гармошке, а бабы «навёртывали» (плясали, - прим. авт.). Песен-то много знал, частушек, волошенных тоже (с матюками – прим. авт.), и всяких:
Прокатилось моя молодость
Колечком золотым.
Больше мальчиком не буду я
С девчонкам молодым.
- Троицу отмечали весело. Палисаду-то не было, улица шире была, ходили по ней рядами, с гармошками и песнями, – рассказала Александра Селиванова. – Телевизора не было, общались друг с другом. А теперь что? В телефоны уткнутся, да на уши ещё чего навешают (про наушники) и сидят.
– Хреново жили, а веселья больше было! – поддакивает её супруг.
Вот во время таких праздников ли, ежедневных вечёрок и присматривались парни к девушкам.
- Я в 23 женился. Анна помоложе меня была. Год за ней ухаживал. Ещё бы ходил, да сосед с армии пришёл, чуть не отбил. Я сразу побежал к родственникам: "Пойдём свататься". С дядей сходили, спросил, согласна ли. Анна сказала: «Да».… Расписались 8 марта. На лошади, на сано́чках в Погорелово сездили в сельсовет, потом дома скромно отметили, а назавтра на работу… - поведал Владимир Александрович.
Он прожил с любимой женой в любви и согласии больше 70 лет, у них два сына, две дочери, пять внуков и восемь правнуков. Дом, где сейчас живёт, купили, сам его отремонтировал.
У Анатолия Александровича и Александры Васильевны тоже четверо детей. Как говорит мужчина: «Стране дали прибыль!». Пять внуков и пять правнуков – таково богатство бабушки и дедушки, которые живут душа в душу уже 66 лет.
По выходу на пенсию такие семьи всегда продолжают заложенные предками традиции. Долгое время ещё они содержали скот, занимались пчёлами, огороды садили.
- Вот и сейчас бы походила вокруг коровы-то, так хочется. Да здоровье не позволяет, – вздохнула Александра Васильевна.
Но по-прежнему у старожилов куры, грядки, они выращивают плодовые деревья и кустарники. За хозяйством, конечно же, помогают ухаживать дети, старшие из которых сами вышли на пенсию. Не раз те и другие Селивановы становились победителями конкурса «Ветеранское подворье». У Владимира Александровича по-прежнему три улья. А в теплицу с помидорами он никого не пускает – всё в ней делает сам. Овощи растут – загляденье!
Так каков же ответ на главный вопрос: «В чём секрет долголетия?».
- Может, из-за мёда и его пользы? – спрашиваю. Ведь вся деревня, почитай, раньше держала пчёл – сначала родители героев публикации, потом они сами. А о пользе продуктов пчеловодства всякий знает.
- Хожу раза три раза в день до дороги (асфальтированная федеральная трасса – прим. авт.). Километра три каждый день! – говорит Владимир Александрович, а дети кивают: мол, бегает! – Вот и скри́паю до сих пор.
- А капли в рот не берут! И не пили никогда, – подключились к разговору дети долгожителей Леонид Владимирович и Римма Анатольевна.
- Да было дело один раз по молодости, на день рождения у брата выпил, до сих пор стыдно, – скромно добавил Владимир Селиванов.
А может и нет никакого секрета? Просто, как предположил Анатолий Александрович, их Бог бережёт. Так пусть он и дальше хранит этих славных людей за их доблестный труд и выпавшие на долю тяжкие испытания, которые они вынесли достойно и не сломались: восстановили из руин и подняли на небывалую высоту народное хозяйство, вырастили и воспитали трудолюбивых потомков и заслужили всеобщее признание и славу.
Фото автора и из архива погореловского ветеранского клуба "Родники".
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 333 просмотра