Вот такой юной приехала в Тотьму Нина Серегодская – будущий руководитель местного горпо.
Нина родилась в архангельской деревушке Гольцово. Отца не помнит, погиб, когда девочка была совсем маленькой. Мать воспитывала одна троих детей, трудилась в колхозе. Девушка с 14 лет пошла туда же – хлебнула лиха в военные годы. Весной боронила на лошади, летом картошку садила, сенокосила, а осенью на уборке зерновых работала. После войны, закончив Архангельский техникум советской торговли, она по распределению прибыла в Тотьму. Устроилась товароведом в горпо. Встретили, устроили на квартиру, познакомили с работой, а через три дня отправили за товаром в областную столицу. С этого момента началась у Нины Серегодской в жизни новая эпоха, оставившая след не только в её биографии, но и в истории тотемской торговли.
Дорог тогда не было. Поэтому возили товары, да и добирались до глубинки раньше только по реке. Баржи приходили примерно раз в две недели. Разгружали, бывало и ночью. Женщины-товароведы помогали грузчикам, чтобы не задерживать речной транспорт, волокли мешки к машинам, а те направлялись на склады. Самыми тяжёлыми были ящики с гвоздями и коробки с хозяйственным мылом.
— Страшно было вначале, но быстро справилась. Первый раз когда поехала в Вологду за яблоками и вином (ещё чего-то было – не помню сейчас), боялась сильно – вдруг что случится – спрос с меня… Товар погрузили в трюм, поплыли. Я всю ночь не спала: вино везём, а команда – мужчины, как не переживать? Но всё было хорошо – довезли в целости, — вспоминает Нина Фёдоровна.
С появлением дорог стало полегче – везли на машинах всё необходимое прямо на базу. В Тотьме было мясное и молочное производство, квас и вино сами делали, даже свинарник свой держали. А всё остальное, как и нынче, доставляли. Старались, чтобы у людей было всё. Одних тканей в магазине сколько было – глаза разбегались.
Нина Серегодская ответственно подходила к обязанностям. До неё на должности председателя горпо семь человек побывало, но большинство таких, которые в торговле ничего не смыслили. Товароведом, затем завторгом она проработала в горпо двадцать лет, потом, когда коллеги увидели, что всю ношу организации тянет на себе она, то на собрании утвердили председателем. Ещё пятнадцать лет руководила женщина городской торговлей. 18 магазинов, три палатки, промтоварные и продовольственные склады – вся тороговая деятельность в райцентре работала как часы. Этому способствовала дружная команда горпо в составе 165 человек – сильный, сплочённый коллектив, с которым, по словам Нины Серегодской работать было легко.
Нина Фёдоровна достраивала «Универмаг», построила магазин на улице Кирова (в сельхозтехнике), модернизировала и оснастила другие магазины горпо. К слову – зарплата у руководящего состава была ниже, чем у рядовых продавцов. А если ремонтировали или строили торговые объекты – всем коллективом красили, не гнушаясь ничего, даже в выходные дни.
Перебираю награды труженицы тыла и ветерана труда – чего только нет! Обладательница многих Почётных грамот, награждена знаками «Победитель соцсоревнований» и «Отличник советской потребкооперации» — для тружеников советской эпохи они очень много значат. Имя Нины Фёдоровны было занесено на Доску почёта предприятия, она трудилась и депутатом горсовета.
Замуж она вышла в 1951 году за фронтовика-моряка. Андриан Павлович сразу понравился молодой девушке, ухаживал красиво. Поженились. В семье родились сын и дочь. Хозяин семьи работал художником-оформителем, трудился в учреждениях культуры – украшал музейные стены, сельские клубы. Мужа у Нины Фёдоровны не стало в 90-ом году. Но дети и внуки, а также многочисленные друзья семьи не перестают заботиться о Нине Серегодской, которой уже за девяносто. Она и сама не так давно осела дома – годы берут своё. А ведь на пернии работала семь лет продавцом, да и потом была активной участницей всех ветеранских дел. До 80 лет ходила на лыжах, постоянным членом клуба огородников «Первоцвет», хотя, впрочем, за грядками до сих пор ухаживает.
Сейчас Нина Фёдоровна, всё ещё не сдающая позиции активной тотьмички, бьётся за дом, в котором проживает сама и другие квартиранты. Старинное двухэтажное деревянное здание, в котором жил художник Феодосий Вахрушов, по мнению Нины Серегодской должны сохранить. А оно разрушается – крыльцо валится в сторону, щели в полу – воробей пролетит, рамы сгнили. «Ведь это история Тотьмы!» — сокрушается пенсионерка. Надо прислушаться к мнению землячки, которая немало сделала для развития города и его экономики в советскую эпоху!..
Таких людей, как Нина Фёдоровна, немного. Сила духа или какой-то внутренний стержень, а может и то, и другое, помогли ей трудиться на благо земляков и стать уважаемым членом общества. И до сих пор к Нине Серегодской обращаются за советом, у неё много друзей, помогают дети и внуки. Встретить 92-ой день рождения в таком статусе каждому за счастье!
Ольга ЛАВРОВА, наш корр.
Фото автора и из личного архива Нины Серегодской.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 60 просмотров