Интересный жизненный путь прошёл Николай Коточигов, недавно отметивший 90-летие.
С круглой датой Николая Павловича поздравили руководитель администрации МО «город Тотьма» Анатолий Скорюков, представители районной власти и совета ветеранов. За чашкой чая юбиляр поведал гостям о себе и важной странице в истории края - гражданской авиации: Николай Коточигов всю жизнь проработал в тотемском аэропорту.
- Судьба у меня сложилась хорошо, жаловаться не на что, - начал рассказ долгожитель, - хоть и были трудные времена, но справлялись.
Родом с Вожбала, но период детства помнит плохо: родители переехали в Тотьму, когда Коля был ещё мал:
- Отец отличался грамотностью, учился и работал в Ленинграде. И его, двадцатипятитысячника, направили председателем колхоза на Вожбал. Так называли передовиков крупных промышленных центров СССР, которых во исполнение решения коммунистической партии посылали на хозяйственно-организационную работу в колхозы в начале 1930-х годов, в период коллективизации сельского хозяйства.
Потом семья перебралась в райцентр: Павла Александровича назначили заведующим пряничной и мельницей, куда возили зерно со всего района. Мать Николая занималась, в основном, домашним хозяйством и воспитанием пятерых детей.
Перед войной главу семейства репрессировали. Кому-то, видимо, перешёл дорогу - написали донос.
- Сколько судов было с оправдательным приговором, но надо было избавиться от человека - высшие инстанции дали срок. Куда выслали, как сложилась дальнейшая его судьба и где он похоронен, до сих пор не знаем... - поведал Николай Коточигов.
Военные годы и последующие тяжёлые были: голодали... Трудно матери приходилось. Но всех вырастила, выучила.
Интересная жизнь у Николая Павловича началась, когда в армию пошёл. После окончания школы авиационных механиков четыре года отдал ВВС. Его и нескольких ребят из дивизии за отличную службу направили в Китай. Советский Союз помогал «братцам-китайцам»: способствуя развитию коммунизма, сюда поставляли технику, в том числе и самолёты. Николай в числе других специалистов учил местных авиационному делу:
- Сначала общались через переводчика, потом сами стали понимать и говорить по-китайски... К нам очень уважительно относились. Зарабатывали хорошо, даже авиамеханики. Поэтому одеждой «разбогатели»...
В Поднебесной земляк пробыл год, затем в Москве опять распределили кого-куда: Николай дослуживал на военных аэродромах Прибалтики.
После демобилизации вернулся в Тотьму, устроился в гражданскую авиацию. В местном аэропорту трудился до пенсии: сначала механиком, потом выучился на диспетчера - руководил полётами.
- Воздушный транспорт широко использовался по всей Вологодчине: из Тотьмы отправлялись в областную столицу, Нюксеницу, Тарногу, Великий Устюг... Пассажиров возили «кукурузники» - АН-2, ЯК-40 и другие. Взлётка поначалу грунтовая была, потом, когда «железные птицы» потяжелее стали, асфальтированную построили. Стоимость билета тоже невысока: любой мог позволить себе поездку куда угодно. Да и дорог не было ещё, только авиация и выручала.
Дочь Николая Павловича Наталья поддерживает разговор:
- Отцу, как работнику отрасли, можно было бесплатно пользоваться перелётами. Он возил нас каждый год на Чёрное море. Представьте, кто-то мечтал полетать, а я - проехать на автобусе или поезде!
Гражданскую авиацию «свернули» уже когда Николай Коточигов вышел на пенсию.
Его жена - Александра Ивановна - всю жизнь в санэпидстанции проработала лаборантом. Двоих детей воспитали Коточиговы - сына и дочь. Наталья Николаевна в Череповце живёт. Сына, к сожалению, как и супруги, нет в живых... Впрочем, человек продолжает себя в потомках. Пятеро внуков, шестеро правнуков Николая Павловича - носители фамилии, а также достоинства и мудрости предков.
О том, что Николаю Коточигову уже девяносто, не скажешь - выглядит очень хорошо! Внук Максим регулярно навещает деда, помогает во всём. А в юбилей за праздничным столом собралась вся многочисленная родня. Доброго здоровья Вам, Николай Павлович!
Ольга ЛАВРОВА, наш корр.
Фото автора.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 142 просмотра