Выявление и развитие талантов стало одной из ключевых задач региональной политики в сфере образования. Обновление инфраструктуры и образовательных программ, вариативность направлений дополнительного образования, ежегодное обучение педагогов, формирование партнёрской сети позволили создать экосистему по формированию и сопровождению детской одарённости.
Местом их объединения стал Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Вологодской области «Импульс», который существует с 2019 года. В нём школьники получают возможности для развития способностей и обретают новые знания. Побывав здесь единожды и почувствовав атмосферу творчества, они хотят вернуться сюда вновь.
Сегодня «Импульс» - единственный в регионе центр, который объединяет усилия власти, предприятий и образовательных организаций по выявлению и сопровождению детской одаренности в области науки, искусства и спорта. Сотрудники Центра, а также те, кто соприкасается с его деятельностью, формируют единое информационное и научно-методическое пространство для работы с одарёнными детьми, уникальное для региона в целом.
Центр создан по модели сочинского «Сириуса» благодаря федеральному проекту «Успех каждого ребёнка» национального - «Образование».
- Главной задачей таких центров является формирование эффективной системы работы с одарёнными детьми вне зависимости от региона проживания и достатка семьи, их выявление и дальнейшая поддержка, - отмечает руководитель фонда «Талант и успех» и образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва. - Это одна из национальных целей, поставленных президентом РФ – самореализация, раскрытие таланта детей.
«Импульс» - структурное подразделение Вологодского многопрофильного лицея, базируется на площадках трёх организаций: многопрофильный лицей, Региональный центр дополнительного образования детей, Вологодский институт развития образования.
Основная задача «Импульса» состоит в том, чтобы дойти до каждого ребёнка, выявить сильные стороны и помочь ему выстроить индивидуальную образовательную траекторию независимо от того, в какой школе и каком районе области он учится.
Ежегодно обучение проходят порядка четырёх тысяч детей: 900 - принимают участие в профильных сменах, около 3000 – занимаются по программам с применением дистанционных технологий.
Деятельность центра
Одним из приоритетных направлений работы является организация и проведение профильных смен по направлениям «наука», «искусство» и «спорт». Основная цель - не просто выявление одарённых детей, а их дальнейшее развитие и профессиональная поддержка, создание условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления.
Для кого-то из участников профильных смен обучение в «Импульсе» становится регулярным и необходимым для дальнейшего развития. Там школьники попадают в среду таких же, как они, увлечённых и заинтересованных детей. Их проекты оценивают и дают рекомендации по развитию эксперты-практики, а цели поддерживают и помогают воплотить в жизнь лучшие педагоги, которые не только превосходно знают свой предмет, но и умеют найти подход к каждому ребёнку и раскрыть его потенциал.
Если речь идёт о проектных сменах, то на выходе школьники обязательно получают продукт. К таким занятиям привлекаются бизнес-партнёры.
Проектная деятельность стала неотъемлемой частью современной системы образования. С практической точки зрения она позволяет построить связь между ключевыми отраслями экономики, науки и учащимися. Сегодняшним школьникам предстоит жить в эпоху стремительных перемен, и наша задача - научить их жить в быстро меняющимся мире. Проектная деятельность позволяет обучающимся заявить о себе, проявить знания, творческие умения и креативность.
Партнёрство
Совместно с партнёрами в «Импульсе» проходит реализация как отдельных проектов, так и целых программ. В настоящий момент заключено более 40 соглашений с различными компаниями и организациями. Среди них: 29 интеллектуальных и 12 бизнес-партнёров. Именно такое сотрудничество раскрывает перспективы для развития детей, даёт им толчок к самоопределению и профессиональной ориентации.
На базе «Импульса» организуется «Час партнёра», на котором ребята встречаются как с сотрудниками различных организаций, так и представителями науки, искусства и спорта.
Благодаря партнёрству выходят за рамки центра и проводят для ребят профориентационные экскурсии.
Профориентация
Помимо смен школьники могут записаться на кружки - это возможность попробовать силы в интересных направлениях, понять особенности той или иной профессии. В центре реализуются образовательные программы технической, естественнонаучной и социально-педагогической направленности. Обучающиеся примеряют на себя роли журналистов, операторов, микробиологов, программистов. На занятиях узнают новое, встречаются с трудностями выбранной профессии и учатся с ними справляться.
Дистанционное обучение и его возможности
Благодаря дистанционным технологиям участники профильных региональных смен, покинув центр, получают онлайн-консультации педагогов уже дома.
С начала года в центре учебными программами с использованием таких технологий охвачено более 1700 обучающихся.
В настоящее время в системе дистанционного обучения центра доступны более десятка курсов для самостоятельной подготовки обучающихся к успешному участию в Малой областной олимпиаде по различным предметам, областных олимпиадах по математике и информатике на приз губернатора области. Все курсы ориентированы на совершенствование учащимися знаний и умений по различным предметам.
В целях профессионального самоопределения обучающихся созданы дистанционные курсы по социологии, архитектуре, урбанистике, веб-менеджменту. Для обеспечения равных возможностей для школьников из городов и сельской местности «Импульс» проводит образовательные мероприятия в онлайн-формате и с применением дистанционных технологий: турниры математических боёв для обучающихся 5-6 классов, Малая областная олимпиада школьников, предметные семинары «Наука для всех», интеллектуальные коллоквиумы, турниры по теории решения изобретательских задач, областные олимпиады школьников по математике и информатике на приз губернатора.
С января 2021 года организовано и проведено 16 таких, в них приняли участие почти 4,5 тысячи школьников области.
В 2020 году в условиях пандемии применение дистанционных технологий позволило Центру не приостанавливать работу и продолжить реализацию образовательных программ. В связи с сохранением сложной эпидемиологической обстановки «Импульс» продолжит активное применение дистанционного формата для обеспечения доступности и открытости обучения школьников всей Вологодчины, организации индивидуального подхода с учётом потребностей обучающихся, выявления возможности их самореализации в различных областях науки, искусства, спорта.
Ольга ПРОНИЧЕВА, директор центра.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 22 просмотра