Жительница Николы Нина ШЕСТАКОВА поделилась воспоминаниями юных лет
Жестокое было время. Дети, родившиеся с 1927 по 1941-ый и в последующие послевоенные годы, пережили всё: смерть близких, непосильный труд, разруху, голод. Многие не видели мыла, сахара, новой одежды и обуви, но не понимали, что плохо живут. Война разучила их плакать.
Нина Михайловна появилась на свет 27 июня 1935 года в тихой деревне Воротишна Никольского сельсовета Тотемского района Вологодской области. Когда ей исполнилось два года, семья перебралась в село Никольское, где и развернулась судьба героини.
К началу Великой Отечественной войны у Прокошевых Михаила Павловича и Ираиды Ивановны – уже вовсю щебетали пятеро ребятишек. Старшему сыну едва исполнилось двенадцать, а младшенький только-только отметил первый год.
7 июля 1941 года отца вместе с другими мужчинами отправили на фронт.
– Прощание врезалось в память: глубокой ночью, словно крадучись, отец одарил каждого из нас прощальным поцелуем. Мама, полная горя, поехала на подводе до самой Сухоны, чтобы проводить его в дальнюю дорогу. Оттуда призванных мужчин отправляли на пароходе в Вологду. Помню, как над деревней разливалась тоскливая мелодия гармони, слёзы лились рекой, – голос Нины Михайловны дрожит, когда она вспоминает те страшные дни. – А потом стали ждать писем от отца – тех самых фронтовых треугольников. В одном из них он написал маме: «Всё продай, Ираида, только детей сохрани!». Но сберечь всех, увы, не удалось. В сорок втором году младший братик, Володя, заболел и угас.
В 1943 году Нина впервые переступила порог Никольской школы. За одной партой с ней оказался Коля Рубцов, будущий знаменитый русский поэт, которого привезли в Николу в детский дом. Военное время не щадило никого, и даже учеников начальных классов отправляли в поля собирать колоски, оставшиеся после уборки урожая, каждый из которых был на вес золота для колхоза.
Осень 1945 года принесла в семью долгожданную радость – отец пришёл с фронта. Из четырёх братьев Прокошевых, ушедших на войну, – Николая, Михаила, Алексея и Фёдора – лишь Михаилу посчастливилось вернуться домой, пройдя через все ужасы битвы. Тяжело раненый, контуженный, но живой! Жизнь постепенно начала налаживаться. Он снова устроился на работу в центральный магазин Николы, как и до войны.
Нина Михайловна отчётливо помнит день 9 мая 1945 года.
- Было солнечное утро. В воздухе витало предчувствие чего-то особенного. Все замерли в ожидании известия об окончании войны. Мама работала в больнице по хозяйственной части, и мы были с ней. Вдруг наша соседка, Манефа Васильевна, выбежала во двор больницы, крича во всё горло: «Победа! Победа!». Услышав эти слова, мы ликовали, – Нина Михайловна словно заново переживает тот радостный миг.
В памяти навсегда запечатлелись тяжёлые, голодные послевоенные 1946-1947 годы. Карточная система, талоны на соль, спички, хлеб, керосин. Выдаваемого едва хватало на большую семью. А молоко, масло, мясо, яйца – всё это в обязательном порядке нужно было сдавать государству. Летом дети собирали лебеду, а мама добавляла к ней клеверную макушку и пекла из этого лепёшки. Но и травы на всю деревню не хватало. Женщины ходили в посёлки спецпереселенцев, чтобы обменять уцелевшую одежду на продукты и накормить детей. Спецпереселенцы – украинцы – оказались трудолюбивыми людьми, они возделывали целые поля и выращивали овощи, о которых в наших краях и слыхом не слыхивали.
Деревенские дети военной поры были незаменимыми помощниками для родителей, умели делать всё по хозяйству. Нину отец научил косить и правильно набирать сено на вилы. А когда она была в четвёртом классе, мама научила доить корову и шить.
В 1947 году в семье Прокошевых случилось пополнение – Ираида Ивановна родила девочку, которую назвали Валей. Нина Михайловна вспоминает:
- Директор детского дома, Анна Георгиевна, принесла мне полбуханки ржаного хлеба со словами: «Вот, это роженице». Хлеб был чёрный, как земля, глинистый и тяжёлый, но мы и такому были рады. Голод лютовал.
В 1950 году Нина окончила семь классов и уехала в Вологду учиться на продавца. Вернувшись, работала в торговле – на складах, в столовой, на пекарне. Но душа её стремилась к шитью. Она поехала в Тотьму, окончила курсы и устроилась в строчевышивальный цех. Проработав три года, девушка вновь вернулась в родное село. В 1961 году вышла замуж за Валентина Шестакова. В любви и согласии они прожили 61 год, вырастив трёх дочерей, среди которых были и близняшки. Нина Михайловна с теплотой вспоминает, как выхаживала их на печи.
С 1977 по 1990 годы Нина Шестакова трудилась страховым агентом в Госстрахе. За добросовестную работу не раз была награждена Почётными грамотами. Общий трудовой стаж – 42 года. Она "Ветеран труда". На протяжении всей трудовой деятельности, и даже на пенсии, Нина Михайловна помогала колхозу – выходила на сенокос, уборку льна и клевера, сторожила на ферме, когда отключали свет, помогала доить коров.
В 55 лет она вышла на пенсию, и у неё появилось больше времени для любимого занятия – шитья. Землячка кроила не только для своей семьи, но и для односельчан. Любила вышивать, вязать крючком, а позже увлеклась вязанием кружков на пол. Сейчас здоровье уже не позволяет заниматься любимым делом, но на творческих выставках, которые устраивает Никольский Дом культуры, до сих пор можно увидеть её работы.
Нина Михайловна – счастливая мама, бабушка и прабабушка. Любимые дочери не забывают её, часто приезжают. У тотьмички семь внуков и тринадцать правнуков, среди которых есть даже тройняшки.
Татьяна Новоселова, город Тотьма.
Фото автора.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 4 просмотра