В сердце каждого города и села живёт память о Великой Отечественной войне: это не просто годы и цифры на мемориалах – это истории людей, их подвиги, трудности и вера в лучшее
Они сражались за Родину, за будущее детей и внуков. Молодые ребята, вчерашние школьники, с оружием в руках встали на защиту Отчизны. Они шли в бой, зная, что могут не вернуться, но не дрогнули перед лицом врага. Отстояли Москву, Сталинград, прорвали блокаду Ленинграда, освободили Европу и водрузили Знамя Победы над Рейхстагом.
От тотемской глубинки к стратегическим высотам
Владимир БОГДАНОВ родился в крестьянской семье в деревне Семёновской, Пятовского сельсовета. Здесь, в Тотемской средней школе № 1, прошли его детство и юность – с 1931 по 1941 год.
В июле 1941-го, сразу после окончания учебного заведения, юный Владимир был призван в Красную Армию. Его направили в Лепельское военное училище, где он прошёл ускоренный курс обучения и в феврале 1942 года получил звание лейтенанта. С группой молодых офицеров отправлен на Карельский фронт, в 7-ю отдельную армию. Командовал взводом автоматчиков, участвуя в ожесточенных боях до ноября 1944 года. Затем его перевели на 3-й Украинский, где он воевал до самой Победы, встретив окончание войны в звании капитана.
После Великой Отечественной, Владимир Феодосьевич повышал квалификацию на курсах усовершенствования офицерского состава. С 1954 по 1957 год он учился в Военной академии тыла и транспорта сначала в Калинине, а затем в Ленинграде. После окончания учёбы его направили в Северо - Кавказский военный округ, в Кабардино-Балкарскую АССР, сначала в Нальчик, затем в Орджоникидзе. Там он служил в ракетных войсках стратегического назначения, пройдя путь от командира взвода до заместителя командира соединения.
Его офицерская служба продолжалась более 30 лет. Приказом Министра обороны СССР № 0233 от 28 марта 1972 года Владимир Богданов уволен в запас с правом ношения военной формы.
Несмотря на выход на заслуженный отдых, он не остался без дела: 21 год проработал в гражданской сфере – в Управлении общества «Знание», Московском НИИ радиосвязи и в отделении «Ростелекома».
За отвагу и героизм, проявленные в годы войны и службы, тотьмич награждён орденами: «Красной Звезды», «Красного Знамени», «Отечественной войны II степени», а также многочисленными медалями, включая «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги», «За воинскую доблесть», «Ветеран Вооружённых Сил СССР», «Медалью Жукова» и «За безупречную службу».
С 1972 года и до конца жизни семья Владимира Феодосьевича проживала в Подмосковном городе Пушкино. Он навсегда останется в памяти как отважный воин, верный своему долгу и посвятивший жизнь служению Родине.
Не забывая о мужестве и стойкости
Николай КИРИЛОВСКИЙ - уроженец деревни Рязанка Калининской волости Тотемского уезда. Как и у миллионов советских людей, его жизнь навсегда изменила Великая Отечественная война. Он встал на защиту Родины и прошёл через тяжелейшие испытания, оставив след в истории героической обороны Северной столицы.
С 1942 по 1944 год Николай воевал на Волховском и Ленинградском фронтах в составе гвардейской дивизии. Два долгих года защищал осаждённый город от фашистских захватчиков. Тяжело представить, что пришлось пережить солдату: сырые окопы, сон в снегу, скудное питание, бессонные ночи под непрекращающимся огнём. Но, как вспоминал сам Николай Павлович, какие-то неведомые силы берегли его и давали выдержать все тяготы и воевать до конца, до Победы.
Особую гордость у тотьмича вызывало то, что его гвардейская дивизия принимала участие в прорыве блокады. Это было долгожданное событие, к которому шли через долгие и кровопролитные бои.
В январе 1944 года началось наступление советских войск в районе Красного Села. Особенно ожесточённые схватки развернулись за него, Дудергоф и Воронью гору – ключевой узел немецкой обороны. Воронья высота, с её крутыми склонами, покрытыми лесом, господствовала над местностью, позволяя корректировать огонь артиллерии по городу на Неве. Немцы превратили её в неприступную крепость, опоясав дотами, дзотами, траншеями, минными полями и проволочными заграждениями.
Фронтальная атака 64-й гвардейской стрелковой дивизии на Воронью гору не принесла мгновенного успеха. Шли упорные бои на окраине Красного Села, где гвардейцы отвоёвывали улицу за улицей, дом за домом. Немцы взорвали плотину между Дудергофскими высотами, и вода затопила ложбины. Но ничто не могло остановить советских солдат. Под прикрытием огня к восточной окраине города подошли танки подвижной группы и пошли в наступление.
18 января 1944 года в 23 часа 30 минут ленинградцы услышали по радио долгожданное сообщение Совинформбюро о прорыве обороны противника. Это были вдохновляющие слова для жителей города, которые продолжали жить под звуки канонады.
После прорыва армия продолжила наступление на Выборг – это был четвёртый «Сталинский удар», цель которого - отбросить врага как можно дальше от Ленинграда. В июле 1944 года Николай Павлович получил ранение. Осколки от снаряда он носил в своём теле до конца жизни, как напоминание о тех страшных событиях.
После госпиталя герой снова вернулся на фронт. Май 1945 года он встретил в Чехословакии.
Николай Кириловский – один из тех, кто ценой невероятных усилий и лишений приближал долгожданную Победу.
Вернувшийся из мёртвых
Александр ТУГАРИНОВ прожил долгую и насыщенную жизнь – 94 года. Его судьба, как у миллионов советских людей, была неразрывно связана с историей страны. Он стал свидетелем революции 1917 года, участником Великой Отечественной войны, человеком, пережившим голод, плен и потерю близких.
Начало его армейского пути было отмечено службой в карауле в Смольном после октябрьского переворота. Молодой Александр видел Кирова, Дзержинского, участвовал в эпохальных событиях, определивших будущее России.
Но главным испытанием в его жизни стала Великая Отечественная война. От Вологды, где он был призван, до берегов Одера, где состоялся последний бой солдата, пролегла фронтовая дорога Александра Григорьевича. О войне он рассказывал немного, не желая ворошить страшные воспоминания. Но даже те немногие эпизоды, которые поведал, говорят о мужестве, стойкости и невероятной силе духа этого человека.
Один из таких фрагментов навсегда врезался в память его внука:
«…Бой на открытом поле. Немецкий огонь не давал поднять головы из окопа. У Александра, опытного охотника, был пулемёт, винтовка и три гранаты. Но силы оказались неравны. Рядом с ним - пожилой солдат. Сломленный отчаянием, он предложил сдаться в плен, чтобы выжить. Но Тугаринов, не задумываясь, ответил: «А как потом в глаза людям смотреть? Нет, я так не смогу. Убьют, так убьют!» - и с новой силой открыл огонь по врагу. Вдруг рядом раздался взрыв, столб огня и земли поднялся в воздух. Дальше – темнота. Очнулся от того, что кто-то толкал его в спину. С трудом разлепив глаза, увидел перед собой немецкого солдата, который жестом приказал ему встать. Перекрестившись, боец поднялся, ожидая неминуемой смерти. Но фриц лишь ткнул его винтовкой в направлении скотного двора на окраине деревни. Там уже находились пленные Красной Армии, в том числе и тот, что предлагал сдаться. Александр сразу решил бежать. Ночью его попытка провалилась. Плен стал реальностью на долгий год. В родной дом ушла «похоронка». Казалось, лагерь и смерть были неизбежны. Но судьба распорядилась иначе. Перед отправкой пленных появился богатый литовец, сотрудничавший с оккупантами. Ему нужны были мастера для восстановления родового имения. Узнав, что Александр умеет делать ложки, катать валенки и класть печи, литовец забрал его и ещё девять человек к себе. После трёх месяцев работы тотьмич предпринял первую попытку побега, которая закончилась неудачей и жестоким наказанием. Но он не сдавался. Ещё одна, и опять избиение. И только с третьего раза ему удалось вырваться на свободу и добраться до своих».
Война, была страшна не только боями, но и грязью, холодом и голодом. Отступая, солдаты умирали от истощения. Чтобы выжить, ели замёрзших лошадей. Кухня не успевала за войсками, колодцы были отравлены. Воду приходилось брать из рек, зимой – топить снег. В землянках спали в тесноте, чтобы согреться. Баня была редким удовольствием, но хозяйственное мыло имелось у каждого бойца.
Из семи братьев он один вернулся домой, хотя там его уже не ждали: отпели, отмолили и ставили свечи «за упокой».
Приказом Министра обороны СССР от 06.04.1985 г. ветерану был вручён Орден Отечественной войны II степени.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 34 просмотра