Детство – это ласковые руки мамы и вкусные пироги бабушки. И кажется, что так будет всегда и не может быть по - другому! Может. И было…
Война… У целого поколения украла детство. Дети войны – так называют теперь тружеников тыла. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя тех лет. Они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда загорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Страшно то, что в те суровые годы у них не было детства, у них не было очень многого. Они жили в таких условиях, что нам трудно даже представить. В то время ребятам приходилось выживать и помогать родителям намного больше, чем мы сейчас помогаем. И дело даже не в том, что они работали наравне с взрослыми. Мальчишки и девчонки пережили смерть близких, голод, страх…Страх того, что остался один на всём белом свете, и что жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.
Нина АНИКИЕВА (Брагина) родилась в августе 1935 года в далёкой деревне Бобровица, что примостилась у Мосеевского сельсовета. Её мир начался в крестьянской семье, в самом сердце колхоза «Имени Сталина», где председателем был её отец, Александр Аникиев. Бобровица жила полнокровной жизнью: 78 дворов, конюшни, скотный двор, телятник, овчарник, шесть гувен, сушилка, амбары, две ветряные и две ручные мельницы – всё дышало трудом и заботой о земле. Был в деревне и свой магазин, и контора колхоза – островки цивилизации среди бескрайних полей.
В те времена труд был тяжёл и немеханизирован. Лошадь, плуг, борона, коса, грабли, топор да крепкие крестьянские руки – вот и все помощники. В 1939 году отца призвали на финский фронт. Вернулся живым, к счастью. Но 22 июня 1941 года чёрным крылом коснулась земли война. В июле Александр Авивович вновь ушёл защищать Родину, сражался под Ленинградом, оборонял Эстонию, познал ужасы гитлеровского плена. Лишь летом 1945-го пришло долгожданное письмо: «Я живой, живы ли вы?». В ноябре того же года он вернулся домой, чтобы через шесть месяцев уйти навсегда. Нелепая смерть настигла его, тридцатипятилетнего, на сплаве леса по Сухоне, у Старой Тотьмы. Бревно, сорвавшись, оборвало его жизнь. Так Ангелина Александровна в 30 лет осталась вдовой с двумя дочерьми на руках и третьим ребёнком под сердцем.
Голодные 1946-1947 годы выжгли землю. Знойное лето превратило поля в чёрную пустыню. Съели всю траву до последнего стебелька. Из чего только не пекли хлеб! Нине врезался в память случай: уходя на сенокос, мать выдала килограмм пшеницы, наказав смолоть и испечь хлеб. Но голод победил: сёстры съели зерно – таким вкусным оно казалось. Спасала коровушка-кормилица, овцы, куры, огород. Но и с них приходилось платить дань государству: 200 литров молока, 100 яиц, шерсть, овечью шкуру – всё по квитанции. Помощь приходила от родителей матери, живших в той же деревне. Дед, Александр Акимович, был отменным портным, бабушка, Александра Васильевна, согревала добрым словом и делилась последним куском хлеба.
Время шло. Нина окончила семь классов Мосеевской школы и уехала в Никольский район к дяде, работавшему техноруком в леспромхозе «Высокая». Из-за юного возраста на работу не взяли, устроилась няней. Когда дядю перевели в посёлок Игмас Нюксенского района, там началась её трудовая жизнь – разнорабочей в леспромхозе.
Но родные места манили. В отпуске Нина поехала на свадьбу сестры Ии и встретила деревенского парня, Сашу Аникиева, гармониста, только что вернувшегося с морской службы: четыре года отдал он флоту. Нина – высокая, стройная, статная красавица – покорила его сердце. Сыграли широкую деревенскую свадьбу и уехали в Игмас.
Но родная деревня не отпускала. Душа рвалась домой. Вернулись. Жили с родителями мужа. В колхозе работа находилась для всех. Александр стал разнорабочим, Нина – телятницей. Сорок голов – напоить три раза в день, накормить, убрать навоз, вывести в поле, принести воды, нагреть… Летом сама пасла телят на лугах. Трудилась от зари до зари. Молодость не знала усталости.
Дома – своё хозяйство: корова, овцы, телёнок, куры. Помогали родители мужа, поддерживал супруг.
В семье уже росли две милые девчушки. Женщина решилась на третьего ребёнка, но судьба нанесла жестокий удар – муж ушёл из жизни. Похоронила, выплакала все слезы, но надо было жить ради детей. Устроилась на Бобровицкую ферму с нетелями, затем – дояркой.
В пять утра пять тружениц спешили на работу. Без выходных. В группе – 14 коров. Три раза доили вручную, кормили, поили, носили воду с речки, убирали и вывозили навоз, принимали отёлы. До месячного возраста телят растила доярка, затем сдавала телятнице. За здорового телёнка платили пять рублей. В стойловый период в тёплые дни животных выгоняли на улицу.
В это время дел прибавлялось: сами косили, возили зелёную подкормку бурёнкам, участвовали в соревнованиях. Тогда в колхозе было шесть ферм крупного рогатого скота. Нина Аникиева, Нина Третьякова, Нина Цикина, Капа Кузьминская и Ия Фоминская (Брагина) выступили с почином – отобрать в колхозе худших коров, раздоить и повысить продуктивность, следуя примеру Героя Соцтруда Валентины Гагановой.
В 1960-1964 годы Бобровская ферма лидировала по надоям молока. Переходящее красное знамя колхоза «Мосеево» торжественно вручили инициативным труженицам. На ферме побывал даже первый секретарь обкома КПСС Анатолий Дрыгин, беседовал с коллективом. В 1966 году сестра Ия, старшая доярка, стала делегатом 23 съезда КПСС – представляла Тотемский район. Позднее за трудовые достижения её наградили «Знаком почёта».
В Бобровице построили новую ферму, и жить стало легче. Завезли два доильных аппарата, автопоилки, транспортёр для уборки навоза, на кормокухне установили котлы с горячей и холодной водой. Появился разнорабочий-дежурный на ферме. Надои молока повысились. Ферма занимала второе место среди остальных в колхозе, уступая лишь «Часовной».
Но по решению правления колхоза животных перегнали на другую. Доярки остались без работы. Нина и Капа переехали на центральную усадьбу колхоза, долго не могли привыкнуть, скучали по родной деревне, работая доярками.
Выросли у героини публикации дети, получили образование. Дочери жили и работали в Вологде, а сын до армии и после – в колхозе механизатором широкого профиля. Но на 55-м году жизнь его оборвалась.
Много тонн молока прошло через трудовые руки Нины Александровны. Выйдя на заслуженный отдых, она не бросила колхоз, передавала опыт молодым, была старостой деревни Мосеево, работала технической служащей в конторе колхоза. За добросовестный труд награждалась почётными грамотами, ценными подарками, удостоена звания «Ветерана труда Вологодской области».
От имени всех родных, проживающих в городах Вологде, Череповце, Кемерово, Сыктывкаре, Великом Устюге, Тотьме и деревне Мосеево, поздравляем Нину Александровну с 80-летием! Желаем доброго здоровья, мирного неба, счастья, бодрости и сил, пусть легко и счастливо живётся!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 6 просмотров