Таинство возрождения

Храм Рождества Христова продолжают восстанавливать благодаря поддержке Фонда президентских грантов

Величественная, но сказочно нарядная церковь находится в центре Тотьмы. Живописно украшенная уникальными архитектурными элементами – картушами – святыня принадлежит к сохранившимся объектам культурного наследия федерального значения, объединённым в отдельное направление – Тотемское барокко. Наряду с Входоиерусалимским храмом-кораблём Христорождественский создаёт неповторимый ансамбль, визуальную визитную карточку нашего города. Достичь полного великолепия внешнего и внутреннего убранства святой обители его приходу помогает проект «Живоносный источник: традиции и промыслы Тотемской земли».

Это далеко не первая инициатива православного сообщества. С 2021 года красивейший и уникальный в своём роде храм за счёт средств Фонда президентских грантов, поддержавшего одну за другой уже четвёртую инициативу прихожан, существенно преобразился. Проведены ремонтные работы внутри и снаружи, покрашена крыша, водосточные трубы с предварительной обработкой от ржавчины, крыльцо, заменено основание креста. В последние годы уделяется большое внимание восстановлению настенных росписей внутри здания. Изучают состояние живописи и ведут реставрационные мероприятия специалисты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица.

Недавно студенты под руководством заведующего кафедрой живописи и реставрации Михаила Рогозного вновь прибыли в Тотьму, чтобы продолжить кропотливое дело по сохранению храмовой росписи.

Михаил Геннадьевич в первую очередь напомнил о ценности сохранившейся живописи:

– Анализируя изображения святых, стиль, технику письма – гризайль (с использованием градаций одного цвета) – пришли к выводу, что они идентичны изображениями в Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря, который расписывал Платон Тюрин – русский живописец, художник-монументалист и портретист, новатор в области настенной церковной живописи и иконописи. Либо он, либо кто-то из его учеников. Так как ни подтверждения, ни опровержения этой версии обнаружить не удалось.

Единственное отличие манеры исполнения святых в монастыре и в Христорождественской церкви в том, то в первом случае – полихромная, то есть цветная живопись, а здесь – гризайль – монохромная. В храме Рождества она написана в серых тонах, без цвета. Изображения пророков и евангелистов сделаны как будто под скульптуру, лепнину. В этом плане такая роспись уникальна, потому что таких не много в России на самом деле. Встречаются отдельные элементы – роспись карнизов, декоративных элементов, подлепки, но чтоб полностью храм был в такой гризайли – редкость большая.

И для того, чтобы ещё больше убедиться в авторстве, Тюрина ли это рука или нет, нужно обследовать Вознесенский собор монастыря, но пока такой возможности нет, так как необходимо будет ставить леса, смотреть, брать пробы, сравнивать.

Для предварительного анализа мы брали фотографии работ Тюрина хорошего качества, росписи в храме Рождества Христова, накладывали друг на друга. Выяснили, что за исключением небольших деталей, они практически повторяли сюжеты Платона Семёновича. Остановились на предположении, что росписи принадлежат кисти его учеников, потому стилистика всё-таки отличается от манеры письма самого Платона Тюрина, – заключил специалист.

Сейчас, как и в предыдущие годы, реставраторы занимаются консервацией настенной живописи, то есть её сохранением. Важно, чтобы существующие росписи не разрушались дальше. За долгие десятилетия безбожия церковь много натерпелась, была разрушена кровля, что ускорило негативное влияние на изображения, штукатурка портилась, отслаивалась. Поэтому укрепляют её, удаляют грязь, копоть, укладывают красочный слой, чтобы избежать дальнейшего шелушения, трещин. Восстановленные участки сейчас отличаются от испорченных как день и ночь.

Работа эта сложная, кропотливая ответственная. Трудятся в богоугодном месте и профессионалы, и студенты – они помогают, учатся, делают исследования. В среднем, творческий десант насчитывает около десяти человек. Поэтому дело, к которому реставраторы подходят с особой тщательностью, движутся небыстро.

– Как историк, искусствовед, исследователь, хочу выразить особую благодарность приходу храма в лице его настоятеля, протоиерея Георгия Титова, за то, что, во-первых, он сохранил этот храм. Насколько большой соблазн возникает даже у священников, желающих восстановить святую обитель, не дожидаясь профессионала, – что-то перекрасить, улучшить, очистить. Видел такие храмы, где, к большому сожалению, уникальность тех же росписей утрачена навсегда. Отец Георгий сделал иначе, он работу с живописью доверил профессионалам.

Ну и большое спасибо приходу за гостеприимство. Вообще на Вологодчине люди приветливые, искренние, добрые, любящие свой дом и готовые всем помочь, - добавил Михаил Геннадьевич.

Таким образом, благодаря не столько проекту, сколько трепетному отношению к родной культуре, любви к Богу, его обители, удаётся возвращать, казалось бы, безнадежно утраченные произведения искусства, коими являются настенные росписи храма Рождества Христова.

Фото автора и Михаила Рогозного.

Рубрика