сво

 

ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

Исследования семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, показало, что родители, при высокой готовности посвятить себя особому чаду, недооценивают значимость работы с личностными проблемами. Существует большое количество публикаций по специфике сопровождения детей с ОВЗ, но остаётся недостаточно изученной проблема поддержки их мам и пап. Специалисты Тотемского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи начали подготовка уже второго набора Школы реабилитации и ухода «Вы не одни». Цель - содействие законным представителям детей-инвалидов в их развитии, обучении и социальной адаптации, реабилитации или абилитации.
Занятия проходят в рамках реализации комплекса мер Вологодской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания «Вы не одни». Инициатор - РЦ «Преодоление» при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
Встречи и беседы со специалистами повысят родительскую компетентность в области обучения и воспитания детей с ОВЗ, эффективность коррекционно-развивающей работы, положительно повлияют на создание и поддержание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, воспитывающей особого ребёнка.
Педагог-психолог Анна Рябева рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются родители:
- Семья - первый и главный социальный институт в жизни каждого человека. Это естественная среда, которая обеспечивает гармоничное развитие и соцадаптацию ребёнка. В процессе формирования личности именно близкие играют первоочередную роль: здесь чадо приобретает умения и навыки в общении и взаимоотношениях, закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение. Мама и папа должны помочь малышу развить имеющиеся у него знания и дать веру в будущее.
Важнейшее условие социализации детей с ограниченными возможностями - сознательное участие родителей в общественном процессе его восстановления. Включение в общение с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи. Для воспитывающих ребёнка-инвалида, характерен комплекс различных проблем, касающихся не только несовершеннолетних, но и взрослых. Порой положение последних можно охарактеризовать как «внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик». Такие родители зачастую лишены квалифицированной помощи, ограничено общение с друзьями и родственниками, возникают серьёзные неурядицы в сфере межличностных отношений и другое.
Родители затрудняются определить свою роль в воспитании и обучении ребёнка-инвалида, не всегда умеют создать условия, позволяющие ему нормально развиваться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие не способны. Помощь детям с ОВЗ предусматривает в том числе поддержку семьи. При оказании своевременной психолого-педагогической, например, повышаются шансы успешной адаптации детей такой категории к общественной жизни. Кроме того, сотрудничество со специалистами расширяет у отцов и матерей представление о собственной компетентности, придаёт уверенность в силах, способствует пониманию личных возможностей, помогает адекватно взаимодействовать друг с другом.
Школа реабилитации и ухода «Вы не одни» позволит тотьмичам узнать много полезной информации об обучении особых крох, научиться методам их развития в домашних условиях, справляться с трудностями в поведении, раскрыть внутренние воспитательные ресурсы. Это в дальнейшем поможет ребятам с ОВЗ успешно интегрироваться в общество и вести полноценную жизнь.
 
Фото автора.

Рубрика