Было страшно и тяжело

После ухода мужчин на войну, все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей

Победа в Великой Отечественной досталась стране и народу ценой неимоверных жертв. Но подвиг ковался не только на передовой. Весь жар войны приняла на себя тыловая гвардия – жёны, матери, подрастающее поколение, ставшие олицетворением мужества и стойкости. Они трудились, не зная отдыха, на пределе человеческих возможностей, считая это не подвигом, а ежедневной битвой за жизнь. Каждый из них с полным правом мог сказать: «Это и моя Победа».

АЛЕКСАНДРА ЧЕГОДАЕВА родилась в тихой деревушке Заря, затерянной в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области. Её родители, Василий и Пелагия Морозовы, потомственные крестьяне, были людьми работящими, знающими толк в земле. Таких в те времена клеймили «кулаками», отбирали нажитое непосильным трудом для «общественных нужд». Но крепкая закалка не позволила семье сломиться: обрабатывали два огорода, в пристройке держали скотину, правда, лошадь иметь запрещалось. Приусадебный участок, большое подворье, нескончаемые хлопоты по хозяйству – трудиться приходилось от зари до зари, но это позволяло оставаться на плаву. Мать Александры работала в колхозе, а отец, опытный строитель, на время уезжал на заработки в Архангельск, на лесопильный завод. Да и в родном районе, в окрестных деревнях возводил магазины, больницы, школы.

Жизнь постепенно налаживалась, но беда пришла внезапно, откуда не ждали. В июне 1941 года, всего за пять дней до начала войны, Василия Яковлевича, ещё молодого, полного сил и энергии, жестоко убили на лесосплаве. На руках у Пелагии Андреевны осталось четверо детей. Саше, старшей, едва исполнилось двенадцать лет, а младшему братику – всего полгода. Александра Васильевна писала в воспоминаниях: «Как мы настрадались без отца! Голод, холод, неимоверную нужду испытали не только в войну, но и после неё. Страшное было время – как выжили, не знаю…».

Едва успели похоронить отца, в деревню ворвался гонец с трагической вестью: «Война!». Мужчины ушли на фронт. И вся тяжесть жизни легла на хрупкие плечи женщин. Дети, повзрослевшие раньше времени, вместе с матерями и бабушками добывали пропитание, помогали взрослым, чем могли. Саша, как и многие её сверстницы, рано познала, что такое тяжёлый физический труд. Пелагия Андреевна пахала в поле на лошади погибшего мужа. И юная Сашенька получила себе высокую, худенькую помощницу – Синюшку. Навсегда врезалось в память девочки, как она боронила, вывозила на поля навоз. Вместе с мамой расстилала лён, помогала на сенокосе, на уборке ржи, чтобы на трудодни заработать денег и получить зерно. Его возили молоть на мельницу, но муки всё равно не хватало – приходилось занимать, экономить. Пелагия старалась печь детям хлеб повкуснее, получше, а для себя готовила отдельно – добавляла в тесто куглину, жмых. От этого болел желудок, но приходилось выживать любыми способами.

Отец немало сделал для семьи. Мастер на все руки, он оставил добротный дом, амбар, баню и другие постройки. Но в хозяйстве всё было учтено властью: за строения, скот, выделенную землю приходилось платить непомерные налоги. В конечном итоге они «съедали» все деньги, которые получали за погибшего кормильца.

Семья испила горькую чашу в военные годы, когда почти всё, что вырастили и что давала домашняя живность, нужно было сдавать государству. За год требовалось поставить 50 килограммов мяса, 12 – масла, 30 яиц, мешок сушёной картошки, а ещё лук, морковь, шерсть, кожу. Чтобы не остаться без мяса, Пелагия покупала на рынке половину туши телёнка и сдавала в счёт продналога. На масло денег не хватало, поэтому отдавали своё. Мать каждый раз с болью думала: «Детям бы надолго хватило!». Три раза в год она несла продукты за семь километров в Кичменгский Городок. Деньги, еду – всё сдавала семья, так как обязательства нужно было выполнять. Самим оставались лишь крохи.

Чтобы заработать хоть немного денег, Александра ходила пешком в райцентр с семилитровым чайником молока. Выручка была невелика, а дорога – опасной. Путь пролегал через лес, где во время войны скрывались дезертиры. Каждый раз, отправляясь в Кичменгский Городок, Саша очень волновалась. Усилием воли ей удавалось побороть страх, так как девушка понимала, что для семьи это хоть и небольшая, но поддержка. К счастью, все её походы заканчивались благополучно.

Вскоре она стала пасти колхозных коров – голов с добрую сотню! Удержать их было трудно, особенно если они пускались в бега. Но зычный голос главной пастушки Матрёны и ловкость её сына останавливали животных. Подсобляла и Александра. Для маленькой девочки это был нелёгкий и ответственный труд, но она справлялась с ним целых три года, внося свой посильный вклад в семейный бюджет.

Александра помнит, как с тревогой слушали по радио скупые военные сводки, как по разнарядкам собирали на фронт посылки. Отправляли сдобные сухари, рукавицы, носки. Спустя время получали письма-треугольники, в которых бойцы – русские, казахи, узбеки – благодарили за помощь, сообщали адреса для переписки. «Выживут ли они, вернутся ли домой, к своим семьям?» – часто думала девушка. Долго хранились в семье солдатские послания. Дочь Александры, Ольга, прочитала 12-13 таких «треугольников».

В 1946 году героиня публикации окончила семь классов и вместе с подругой поступила в Великоустюгский библиотечный техникум. Училась она хорошо, была способной и любознательной студенткой. Получив образование, в 1949 году Александра приехала по распределению в Тотьму и начала работать в городской библиотеке. А уже через год её, как ответственного и перспективного молодого специалиста, назначили заведующей городской библиотекой. В 1954 году на очередном пленуме активистку и общественницу Александру Морозову избрали секретарём местного райкома ВЛКСМ. В том же году она познакомилась со своим будущим мужем – Иваном Чегодаевым. В 1955 году влюблённые поженились. В браке родилась дочь Ольга.

В 1957 году Александра Васильевна, теперь уже Чегодаева, вернулась на работу в библиотеку и стала заведовать абонементом. Кроме основной работы, она всегда вела большую общественную деятельность. Была депутатом городского Совета, членом исполкома, секретарём комсомольской организации горсовета, райисполкома, агитатором и пропагандистом, заседателем народного суда, председателем месткома отдела культуры, членом избирательной комиссии во время выборов. А после выхода на пенсию являлась частым гостем библиотеки на праздничных вечерах, творческих встречах с писателями, на открытии выставок, презентациях. В клубе «Первоцвет» вместе с дочерью делилась дачными успехами.

Государственные награды и поощрения Александры Васильевны: звание «Ветеран Великой Отечественной войны», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», Почётная грамота Министерства культуры РСФСР, звание «Ветеран труда».

 

Родилась АЛЕКСАНДРА ЖДАНОВА (ПРОКОШЕВА) в деревне Бор Маныловского сельсовета Тотемского района. Школа – всего два года, а затем – тяжёлый труд разнорабочей в колхозе.

С началом войны, словно птиц из гнезда, её и других девушек вырвали из родных мест, бросив на трудовой фронт. Сначала – рыть окопы, а затем – торфяные разработки под Ленинградом, в забытом богом посёлке Щеглово. Дорога долгaя, мучительная: в товарном вагоне, крадущемся под покровом ночи, замирая в тупиках от каждого гула самолёта. Чудом перебрались через Ладожское озеро, сквозь лёд и смерть. И вот, 19-летняя девчонка оказалась в ледяном бараке, а вокруг – бескрайнее, зловещее болото, ставшее её рабочим местом.

Торфопредприятие, где трудилась Александра, занималось добычей торфа из Блудного болота, суша его, отправляя по узкоколейке. Юные труженицы, руками спасали задыхающийся в блокаде Ленинград. Торф давал городу тепло, питал энергией трамваи, позволял заводам ковать победу. Сегодня сложно представить, какой ценой доставался этот чёрный хлеб блокадного города, как женские руки выкорчёвывали кустарник, прокладывали каналы, срезали мох на десятках гектаров. Весной, вязкий торф превращали в кирпичи, складывая в штабеля, летом – тачками везли к вагонам, зимой – сухие брикеты отправляли по узкоколейке к большой железной дороге. Землячка работала не покладая рук, о чём свидетельствует похвальный лист 1944 года.

Работа была каторжной, а голод – нестерпимым. По возвращении домой, родные боялись накормить досыта, опасаясь заворота кишок. Деньги, конечно, платили, но купить на них было нечего. Лишь раз в год, в самые лютые морозы, давали отпуск – отмыться, отогреться и снова в путь. До Вологды шли пешком, пять-шесть суток, волоча на санках мешки с домашней снедью.

За самоотверженный труд, за вклад в оборону Ленинграда Александра Васильевна была награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны, в 1951 году, она вышла замуж за Павла Жданова. Вместе они вырастили четверых детей, жили в родной деревне Бор, трудились в колхозе. Отметили золотую свадьбу. В 2004 году тотьмичка получила удостоверение ветерана – участника Великой Отечественной войны.

Рубрика