Накануне Дня Великой Победы Тотемский народный театр под руководством Светланы Самодуровой презентовал зрителям новый спектакль
Тотьмичи увидели драму «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина, известного ещё одной работой, по которой снят легендарный фильм «Любовь и голуби». Герои драматурга – жители таёжных деревень – имеют реальные прототипы. «Всё, что я написал, а это совсем немного – восемь или девять пьес, – имеет отношение к моим жизни, опыту, занятиям. Я ничего не придумывал. Художественно обрабатывал – да, но чтоб сочинять… И не получилось бы, если бы сочинял». Вот и показанная Тотемским народным театром история произошла в семье автора на самом деле. Именно своим бабушкам и дедушкам он посвятил эту трогательную, жизнеутверждающую, пронзительную пьесу. Иной не поверит, что такое могло произойти в жизни. Хотя…
Великая Отечественная война покалечила судьбы многих соотечественников не только гибелью на полях сражений отцов, мужей, жён, сыновей и дочерей, но и другими напастями: изменами, предательством, подлостью. Всё это тоже ураганом промчалось над головами главных героев действа. Постановка рассказывает о том, как человек способен пережить горе и справиться и ним.
Итак, на Урале живут три сестры Александра, Анна и Софья – их роли исполнили соответственно Наталья Рублёва, Елена Каланча и Светлана Немирова, их супруги Иван Краснощёков (муж Александры) и Пётр Рудаков (муж Софьи), которых воплотили на сцене Василий Абанин и Антон Баронов, а также дети. Из отпрысков только дочь Рудаковых Женя, которую сыграла Инна Цветкова, присутствует на сцене, да младенец Ваня покачался пару минут на женских руках в свёртке, о существовании остальных можем судить лишь по репликам героев. По ходу повествования выясняется, что Анна скоро родит пятого ребёнка. Кстати, её муж также не появляется перед зрителем, однако со слов женщины узнаём о нём немало:
– Миша ко мне с Гражданской пришёл… Хоть с культёй, а помогал. Никого не обижал. Для всех старался. Без его б все три (сестры) загнулись! И сейчас, вон, дома четыре малых сидят… пятый в животе. Все исть просят! Дак Миша мой, хоть инвалид, на одной ноге хоть, а работат! Для детишек упирается… Для него весь свет в детишках, да в конюшне!
Есть ещё важный персонаж – местный милиционер Римас Альбертович Патис, литовец по национальности, умело воплощённый Даниилом Хорошевым.
Отметим, что кроме Василия Абанина и Светланой Немировой, за плечами которых – немалый сценический опыт, остальные актёры в большей или меньшей степени дебютанты. Но это ничуть не уменьшило ответственности, с которой они отнеслись к работе – перевоплотились превосходно.
Завязка происходит в дни самого начала Великой Отечественной. Тогда люди ещё не осознавали, с какой трагедией обернётся для всех это сражение. А потому деревенские жители шутят, говорят о житейских проблемах, заботятся о детях и, как многие наши соотечественники тогда, в 1941-ом, верят: пройдёт немного времени, не больше полугода, и гитлеровцев прогонят прочь с русской земли... Тем не менее каждый из мужчин ждёт повестку, чтобы «надрать Гитлеру задницу».
Несмотря на лёгкость бытия, не всё «сахарно» у героев. Александра вот с Иваном долгое время живут бездетными. Женщина сокрушается:
– Мне, вон, Бог никак детей не даёт… Мужику в перву очередь всегда сына иметь хочется… Подумает Иван, затылок почешет, потом вот скажет: "Знаешь что, супруга моя пустобрюхая, люблю тебя, а всё ж таки пойду сейчас к какой-нибудь лахудре сына себе клепать". Мне тогда в петлю сразу…
Есть и общие проблемы. Из разговоров мужиков выясняется, что завсегда существовали подлые люди. И здесь такой не кто-нибудь, а сам председатель колхоза:
– Смотри. Губарева с города выперли? Выперли. К нам заслали? Заслали. Вот и дерёт жопу перед начальством… Выслуживается, чтобы назад вернули. Он злопамятный, падла, Губарь наш.
Собственно, не ожидая повесток, отправились на фронт мужики именно из-за козней председателя:
– Приехали за вами. Из органов. Госуправление безопасности, – предупреждает их более совестливый милиционер Римас.
Выяснилось, что на них накатали жалобу за вредительство, хотя виноват был в неприятностях безграмотный руководитель:
– Он же сам из муки всю берёзу выкинул! Ветки обшкуренные… От жучка они. Если ветка в муке, с ней – хоть десять лет – ничего не сделается. А этот долбень – председатель – взял и всю берёзу выкинул… Никому ничего не сказал. Конечно, жучок появится.
А потом выяснилось, что губарев к женщинам приставал, за что был, скажем, немного «помят» мужиками. Служитель закона оказывается справедливым человеком и помогает землякам избежать ареста:
– В семь утра эшелон с добровольцами отходит. Жёнам скажите, когда спрашивать у них начнут губисты – где вы, что вы? – пусть не врут. Правду пусть говорят… Мол, на фронт всё время рвались, вот и убежали. Ясно? Пойду, а то хватятся…
Так мужчины отправились воевать. Ну, а о том, что ни через месяц, ни через полгода страну не освободили от фашистов, все мы знаем. Война в пьесе осталась «за кадром». Как она прокатила по судьбам героев, зрители позже узнают.
Несмотря на то, что второе действие разворачивается уже через четыре года после окончания Великой Отечественной, сквозь смех и балагурство главных действующих лиц проступает неслышимый ухом, но чётко различимый душой чуткого зрителя крик горя. Этот безмолвный вопль ещё острее и ужаснее, чем если бы был в голос, он поворачивает человека лицом к самой сути войны, вынуждая вглядываться в её звериное нутро и осознавать весь его трагизм:
– А папу убили. Под Сталинградом. В сорок третьем. В день рожденья сыновий, Витькин. Похоронка в марте пришла. В братской могиле лежит, с золотыми буквами – Рудаков Пётр Петрович. Маме сразу плохо стало. Похоронку на стол положила и стоит. Так страшно, дядя Ваня. Часа два стояла, если не больше. Потом голову подняла и голосом тонким-тонким – как запищала, вроде. Потом… шаг сделала… И всё, – рассказывает Женя.
– Миша мой повесился. В сорок третьем, в декабре. С конюшни его убрал этот… Заголодали совсем. От переживаний права рука у него отнялась, перестала работать. В сарайку уйдёт и воем воет – ребят жалко. Ничё, говорит, у меня нет: ноги нет, руки нет – никакого пропитания вам сделать не могу. Один рот есть – вас объедать. В лес пошёл и удавился, – тихо плачет Анна.
– Голод, холод. Дрова председатель выписывал вашим с самой дальней деляны. Осина молодая, проледеневшая – не топится. Баню жгли, помог раскатать… Всё, что можно жгли. Досталось и бабам, и детишкам. И говорить неохота. С зайцами в ту зиму повезло, много развелось. Я силков наставлю – один, да попадётся. Если лиса не съест, принесу – отдам. Летом полегче – рыба, грибы… Крапиву молодую варили… – вспоминает Римас.
– Ты тоже тут с бандюками да с ворьём не в карты играл. Каждый раз не знали: убитого тебя ждать или живого, – утверждает Александра.
– До сорок четвёртого в партизанах. После плена. Потом с действующей соединили, и до Берлина. А после победы – уже в Берлине – особист наш, хороший мужик – еврей! – вызвал и говорит: «Ты, Ванька, домой пока не возвращайся, а то тебя, как бывшего военнопленного, заметут на фильтрацию и в лагерь. Жить хочешь – побегай пока по стране». Ну, вот… побегал, – признаётся Иван.
Главная интрига спектакля, конечно же, не в этом. В чём, пусть земляки узнают сами, посмотрев драму самостоятельно. Сюжет закрутится так лихо, что зрителю придётся много размышлять и решать: кто из главных героев прав, кто нет, думать, а могли ли они поступить иначе, был ли у них выбор. Так же, как и главным героям пьесы предстоит принять единственно важное решение: суметь довериться друг другу, покаяться, понять, простить… И тогда станет ясно, что ни правых, ни виноватых в ту пору не было. Нахлебавшись боли, люди, несмотря ни на что, оставались людьми. Только такие оказывались сильны и честны, что бы с ними ни происходило.
Главное, через призму судьбы одной семьи любой здравомыслящий увидит, сколь велики были потери в годы Великой Отечественной и сколь сильна на самом деле испытанная скорбью, изменами, кровью любовь – настоящая, русская, земная, всепрощающая...
Фото автора.
Коллектив Тотемского народного театра выражает благодарность за помощь в постановке Центру развития культуры, Дому ремёсел «Морошка», Александру Лаврову, Анатолию Жукову, Лидии Стельмаченко, Светлане Дудиной, Илье Опалихину, Оксане Поповой.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 24 просмотра