Начиная с 2016-го законом установлено, что сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны представлять не только госслужащие, но и депутаты представительных органов муниципальных образований, осуществляющие полномочия на непостоянной основе (депутаты сельских (городских) поселений). Однако тогда не все народные избранники согласились с новшеством: многие отказывались представлять сведения. С такими проблемами столкнулась не только Вологодская область, но и другие регионы Российской Федерации.
Антикоррупционное законодательство постоянно модифицируется. Так, с прошлого года для содействия развитию местного самоуправления упрощён порядок предоставления депутатами представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе, сведений о личных доходах и доходах членов семей. Теперь депутаты представляют такие данные только при совершении ими сделки по приобретению недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в капиталах организаций) на сумму, превышающую суммарный доход семьи за три предшествующих года. В случае если такие сделки не совершались, депутат должен только сообщить об этом губернатору Вологодской области, заполнив соответствующее уведомление, а сами сведения он имеет право не представлять.
Вновь избранные депутаты сельских поселений сведения о доходах первый раз представляют в течение четырёх месяцев после избрания, в дальнейшем - только при совершении вышеуказанных сделок.
Кроме того, в 2019-ом Владимир Путин подписал закон, согласно которому внесены изменения в Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции». Депутаты представительных органов муниципалитетов преимущественно работают на непостоянной основе и сталкиваются с серьёзными затруднениями при заполнении большого пакета декларационных документов, нередко допускают технические ошибки и неточности. В результате по итогам проверки инициируются массовые сложения их полномочий по формальным основаниям, что, по сути, парализует работу органов местного самоуправления. Поэтому принятый закон, прежде всего, вводит альтернативные меры ответственности для народных избранников за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах. Если ранее наказание было только одно - досрочное прекращение полномочий, то сейчас за данное нарушение возможны иные санкции: предупреждение, освобождение от должности или освобождение от осуществления полномочий, а также запрет занимать должности или исполнять полномочия.
Закон позволяет не применять к муниципальным депутатам чрезмерных санкций и способствует сохранению в составе депутатского корпуса опытных и квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, позитивно отражается на качестве муниципальной власти, а значит, и на качестве жизни граждан. При этом в случае серьёзных нарушений требований антикоррупционного законодательства сохраняется возможность применения такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата.
Ещё одно новшество в антикоррупционном законодательстве заключается в том, что с 2019-го органы прокуратуры через генеральную прокуратуру имеют право направлять запросы в иностранные банки о наличии счетов у госслужащих. Раньше такая возможность не предусматривалась, и узнать об этом было практически невозможно. Также на органы прокуратуры возложены полномочия по завершению мероприятий по контролю за расходами гражданского служащего в случае его увольнения со службы по собственному желанию. То есть, в настоящее время уйти от ответственности, просто уволившись, не получится. В случае выявления несоответствия расходов служащего его доходам органы прокуратуры обращаются в суд.
В декабре прошлого года принят ещё один нормативно-правовой акт, который устанавливает, что в срок, определённый для привлечения служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, не будут включаться периоды их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, а также время производства по уголовному делу.
Также предусмотрено, что порядок участия служащих в управлении некоммерческими организациями на безвозмездной основе устанавливается региональным законом. Служащий должен получить соответствующее разрешение. Депутаты и выборные должностные лица могут участвовать в управлении НКО на безвозмездной основе с предварительного уведомления главы региона. Порядок такого уведомления тоже определяется областным законом.
С каждым годом антикоррупционное законодательство меняется исходя из практики его применения. А вот цель таких трансформаций одна - совершенствование мер по недопущению коррупционных правонарушений. Принятие новых однозначно призвано усилить уровень эффективности борьбы с коррупционными проявлениями и ещё раз подчеркнуть неотвратимость наказания за их совершение.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 35 просмотров