Одному из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Тотемском муниципальном округе – СПК (колхозу) «Родина» – исполнилось 65 лет
Основное направление деятельности СПК (колхоза) «Родина» — молочное животноводство. Предприятие имеет статус племенного репродуктора по разведению голштинской породы крупного рогатого скота. Общее поголовье насчитывает 1617 голов, в том числе 775 – дойное стадо. Надой на корову увеличился за последние пять лет на 4 %. Доля производства молока «Родины» по округу составляет 15 %. Всё сырьё соответствует требованиям высшего сорта и реализуется на ПК «Вологодский молочный комбинат».
За последние пять лет в хозяйстве построены три силосные траншеи, модернизированы фермы: «Паново» – с увеличением скотомест и «Кудринская-1». Построена и введена в эксплуатацию первая очередь роботизированного комплекса «Кудринская-2» с молочным блоком, санпропускником, станцией для перекачки навоза, пожарным водоёмом. Производительность сельхозпредприятия растёт благодаря дисциплине, слаженной работе цехов и вниманию к деталям на каждом этапе. Взвешенные решения и открытый диалог руководства с коллективом помогают сохранять стабильность и двигаться вперёд — к обновлению техники, повышению эффективности и улучшению условий труда. На сегодня СПК (колхоз) «Родина» - это перспективное и стабильно развивающееся предприятие.
При советской власти кусты вожбальских деревень объединялись в 14 колхозов. Боле двух десятков деревень тогда насчитывал Вожбал, а вместе с Сондугой и Крутой Осыпью и того больше. Ныне трёх нет совсем, а часть тех, что остались, доживают свой век без хозяев, пригорюнившись, склоняя крыши домов кто вперёд, кто набекрень. Большие деревни были... В одной Гагарихе 20 домов, что говорить о Панове, Исаеве, Пахтусове.
Нынче названия некоторых служат лишь ориентиром для навигации, а поля вокруг пашут, чтобы не поросли ковылём и сухостой не пыхнул от случайно брошенной папиросы.
Въехала на угор и обомлела от красоты природной! Радость была недолгой… Трактор с прицепом, доверху нагруженным травой, натужно урча, пронёсся мимо, окутав всё вокруг мутным облаком пыли и тягучим духом солярки. Словно оговорил: не ворон считать приехала. Отправилась в контору - нужно с председателем встретиться.
Владимир ПАНОВ – руководитель степенный, ответственный, живёт своим делом. Понимает, что от его действий зависит благополучие каждого и успех всего хозяйства. Внимателен к деталям, не упускает из виду ни одного важного аспекта, будь то урожай, техника, финансовое состояние или социальные вопросы. Заботится о людях, стремится создать достойные условия труда и жизни для земляков.
Владимир Александрович - уже седьмой и самый стойкий руководитель. Становление «Родины» в далёком 1960 году легло на плечи Сергея Александровича Козлова. Тогда только за первую пятилетку удвоили показатели по надоям и урожайности.
Вслед за Козловым на этом посту сменяли друг друга: Василий Александрович Ульяновский, Леонид Алексеевич Телицын, Валентин Алексеевич Женихов, Нина Фёдоровна Ерыкалова, Валентин Васильевич Новосёлов. Все они избирались на общем собрании коллектива. Владимир Александрович в хозяйстве с 1989 года. Начинал механиком, а в 1997 году земляки избрали его председателем.
В его кабинете поговорили о возведении второго здания роботизированной фермы, погодных условиях, ценах, о том, что по надоям сельхозтруженики себя превзошли, да по заготовке кормов неплохо поднажали. Порассуждали о строительстве новой дороги от Коровинской, прикинули, сколько бумаги снова нужно исписать, чтобы ускорить процесс.
Владимир Александрович лично вызвался показать хозяйство. Заглянул в телефон, по геолокации определил, кто где находится, и мы отправились в путь на председательской машине. Удобная штука «Глонасс» – агроном раньше с шагомером по полям бегал, а сейчас кнопочку нажал и все данные получил вплоть до сантиметра.
В Антушовском поле трактор «сел», в полколеса своего «ДжонДировского» увяз. Николай ДРАНИЦЫН – опытный тракторист, но не все поля к себе пускают: вязнет техника, если непогодится. Из-за чего и сроки уборочной сдвигаются, и производительность результатами не радует. Но подмога уже оглашала окрестности прибытием. Молодой механизатор Иван Корелин на суровом красавце-фронтальном погрузчике ловко проскочил по пахоте. Не успела камеру навести, а уж вытащил из колеи товарища.
– Часто, – спрашиваю, – тягать приходится?
– В эту осень каждый день, – отвечает Иван. – Ещё и комбайны буксуют. Сыро, а где и глина.
Но успевает и коллегам помочь, и на силосовании без него никак. Славные ребята – механизаторы, трактористы – на все руки мастера!
Студенты Тотемского политехнического колледжа Артём ЯСЬКО и Станислав ДЕДУНОВ вместе с отцами помогают родному хозяйству. Всё лето трудились, а в сентябре колхоз обратился к руководству ТПК отпустить ребят на дожинки. Очень их помощь нужна на зерносушилке, в ремонте техники – достойная смена растёт! Вот получат дипломы, в армию сходят и вернутся в «Родину». Радует, что учебное заведение идёт навстречу: теория на занятиях и практика в реальных условиях – несомненно огромный плюс к качеству знаний.
Нет в хозяйстве мелиоратора, а очень нужен такой профессионал на Вожбал. Может, колледж задумается и включит в образовательные планы обучение по такой специальности? Мне кажется, тотемские хозяйства с руками разберут таких специалистов.
Главный инженер Александр ТЕЛИЦЫН – тоже выпускник нашей кузницы кадров. Начинал трактористом и хотел было уехать из деревни в город, но мудрый руководитель заприметил толкового парня и сразу предложил ему исполнять обязанности главного инженера. Остался Александр на родине, заочно закончил ВГМХА, работает и детей своих к труду сельскому приучает. Непросто было начинать, но со временем научился. Люди отзывчивые, только вот человеческий фактор иногда влияет на процесс – больничные, отпуска. О коллегах отзывается с уважением:
«Понимаю, что выходные нужны механизаторам, а они по три недели без них вкалывают. Душой болеют за предприятие, понимают, что в страду каждый человек на вес золота».
В поле подборщик собирает ещё цветущий клевер и ссыпает в телегу рядом идущего трактора. За рулём – Александр Галиевич ЗАВЬЯЛОВ: 40 лет в колхозе, каждое поле знает как свои натруженные ладони. В СПК работает и его племянник Алексей – заведующий ремонтно-механизированной мастерской. С ним на зерносушилке встретились. Парень молодой, проворный и в труде, и в жизни. Кстати, зерносушилка компьютером управляется, только следи, чтобы ничего из строя не вышло, и золотые зёрнышки сохранились. Легче, говорят специалисты, стало работать, гораздо легче, нежели раньше. Всё механизировано, доступно.
Комбайны на «Карпатах» (местечковое название здешних угоров) ячмень жнут. Из зерновых в СПК только фуражный ячмень выращивают. Ритмично гудя, следуют друг за другом слаженно и уверенно. Каждый следующий подхватывает эстафету у предыдущего, не оставляя ни единого колоска. Одной из машин уже лет 20, а всё в строю! Молодой, шустрый и весёлый комбайнёр Василий МАЛЫШЕВ приветливо помахал рукой. Родом он с Крутой Осыпи, но вместе с братом Игорем создали семьи, построили дома на Вожбале, обзавелись хозяйством. Хорошие парни, задорные – так отзываются о бойких к работе местные жители.
На старых обычных фермах бывала не раз, поэтому попросила показать новую, роботизированную – гордость предприятия. Помню, снимали репортаж для ВГТРК ещё на стройке, тогда Владимир Александрович водил по помещениям и горделиво рассказывал, что где будет располагаться. И вот она уже в действии, полностью оборудована техникой. Как говорится, быт налажен. Коровы привыкли потихоньку, люди тоже освоили технику и все чудеса новомодных роботов изучили. В просторной аллее встретил робот-подталкиватель кормов, предложил силоса, но я отказалась в пользу бурёнок. Коровушки - красотки - все на беспривязном содержании, ждут своей очереди на доение: сами знают, куда идти, как встать, чтобы робот доильный аппарат подключил, когда выходить. Автомат с ними очень учтиво управляется – вымя сначала вымоет мягкими щёточками, обработает, затем подключит доильные стаканы, и побежало молочко по трубкам. На экране можно отследить сколько каждый сосок отдал полезного продукта, сколько всего надоилось, даже имя коровушки высвечивается и состояние здоровья тоже – вот до чего техника дошла! Доением занимаются всего два робота, трудятся не покладая электронных мозгов.
В среднем вожбальские кормилицы минимум по 40 литров молока за сутки дают, есть рекордсменки и за 60 литров. Одна с красивым именем Капель - проворная, за сутки 27 раз умудрялась впустую на дойку встать: в первый робот заходила, он её выпускал, так она умудрялась заскочить и во второй, пока подруга по стойлу ушами хлопала! Но технику не обманешь, у неё там расписание своё: после дойки может снова принять доилицу только через четыре часа, если раньше какая прибежит, получит «отказ».
А вот телята с забавными кличками: Гимнастика, Невеста, Габриэлла. Они малышам даются на первую букву клички матери, а тех, скажу я вам, ещё мудрёней кличут – творческие и весёлые люди на ферме трудятся.
Рядом второй комплекс строится, а значит, и поголовье увеличится, и производительность вырастет и, как следствие, зарплаты тоже поднимутся. Девчонки-ветеринары после Великоустюгского колледжа собираются получать высшее образование уже по направлению от колхоза. Жильём СПК сразу обеспечил, сейчас оформляют документы на «подъёмные». Радуются вожбаляне, судачат, мол, хороши девчушки, хоть наших холостяков, глядишь, переженим.
Главный зоотехник Любовь ПАНОВА в хозяйстве 46 лет, знает животноводческую службу от и до. Пошла по стопам родителей: мать - доярка, отец – осеменатор –оба стояли у истоков становления нынешнего колхоза. С гордостью, увлечённо посвятила меня во все тонкости ремесла – от кормления до репродукции стада. Оказывается, если корма подобраны неправильно, то бурёнка будет ходить без настроения. Коровушки голштинской породы - статные, высокопродуктивные, но привередливые! Очень требовательны к условиям содержания, сбалансированному и энергообъёмному питанию, поэтому в СПК стараются создать максимальный комфорт для кормилиц: тут и вентиляторы, и различные приспособления от жары и холода, уборка своевременная, щётки-чесалки, корма особенные и стол просторный. Здесь сезонности нет, процесс круглогодичный и круглосуточный: силос проверить, насушить моносмесь, в миксеры корма засыпать для смешивания, построить рабочие графики, отчётность составить, организовать процесс… Много от скорости интернета зависит – всё-таки современное хозяйство, даже рацион в компьютерной программе составляется. А бывает, и ночью приходится бежать на ферму - всякие обстоятельства случаются. С уважением отзывается Любовь Алексеевна о каждом животноводе, понимает – труд не из лёгких.
Связующим звеном между механизацией и животноводством выступает цех агрономии под управлением Елены ЩУРОВСКОЙ. За 38 лет службы на зубок выучила, какое поле поспеет первым, смотрит, не сыро ли, чтобы трактор смог зайти. Севооборот, вспашка, посев, уборка – всё в рука об руку с механизаторами.
Все семена обработать надо, на анализы по несколько раз отправить. Три сорта фуражного ячменя сеют - семена специально подобраны для вожбальской землицы. С коллегами из других хозяйств советуются, делятся опытом.
Рабочий день в 7 утра начинается: заскочила на сушилку, доехала до силосной траншеи узнать, согрелась-не согрелась, ладно ли потрамбовали, бурты проверила на Сондуге, в Слободе, в Гагарихе (расстояние между ними км 40, не меньше). С главным зоотехником на ферме удостоверится, что фураж по вкусу бурёнкам. Выручает своя машина, сама за рулём, всё успевает: в диспетчерской путёвки составить, объёмы расписать, обед увезти на поля, зерно подготовить. От погоды и планы строятся, пока вёдро надо успеть скосить, вспахать, убрать. Дожди по приметам предсказывают по старинке: «Роса большая – дождя не должно быть, а уж коли сухорос, то жди с неба сюрпризов». Работают приметы, лучше их ни один прогноз ещё не предсказал. Бывало, по 150 гектаров ячменя оставляли на полях. Не могла техника зайти, «садилась» в вязкую землю.
– Хоть вручную коси, до того жалко было. Что ни говори, но 45 % успешной работы хозяйства зависит от погоды, а субсидии дают в зависимости от показателей. Вот и выкручиваемся – каждый день дорог, – добавила Елена Владимировна.
Преемнице передаёт дела, а сама на пенсию собирается, но вряд ли усидит, всё равно прибежит помогать родному колхозу.
Смотрит председатель на свои угодья, взгляд от солнца щурит. Много забот, что и говорить. Дорожают топливо, техника, запчасти, закупочные цены скачут, погода то радует, то нещадно испытывает на прочность, кадровые вопросы покоя не дают.
Не желает молодёжь оставаться в деревне, да и иные не особо рвутся, хотя, например, на Вожбале всё для житья имеется – квартиры благоустроенные, ухоженные – заходи и живи. Клуб, ФАП, школа, детский сад, почта, магазины, даже маркетплейсы и те имеются! Связь устойчивая теперь – своя вышка. Не надо, как раньше, бегать на Рощенье, на самую высокую точку, и пытаться дозвониться, иногда даже очередь создавалась, как в телефонную будку в советское время.
А природа какая! Пейзажи своей рельефностью завораживают. А воздух! Вокруг тишина и умиротворение! Новая часовня маковкой светится. Живи да радуйся. Но молодёжи город подавай, жизнь красивую… уезжают. В первом классе нынче пустые парты, нет учеников, зато на будущий год аж три будет – опять же «плюс» качеству образования – это же почти индивидуальное обучение, где каждому ребёнку особое внимание.
Дорога – вот всё дело в ней, наверное – 15 км грунтовки: когда сухо – пыль, когда дожди – грязь непролазная. О какой тут цивилизации говорить? Все блага Вожбала эта дорога одной чертой перечеркнула. Уж и писали, и в голосованиях участвовали, депутатам разных мастей жаловались, целую папку отписок собрали, а дорога как была грунтовой, так и осталась. Как тут народ задержится?! И рад бы, да запчасти к автомобилям нынче не дешёвые, а подвески «убиваются» за одну поездку. Да и пыль глотать в XXI веке как-то уже не хочется (так и вспомнила встречу с трактором, обдавшим меня клубом пыли и песка). За детей родители переживают – им развиваться нужно, в городе таких возможностей больше: футбол, бассейн, боевые искусства, музыкальная и спортивная школы, ЦДО…. А в деревне нет этого. Рады и согласны возить в Тотьму, но дорога… Вот и уезжают с родины целыми семьями.
Те, кто посмелее, дома понастроили, с бассейнами, зонами отдыха, мангальными и другими благами. У нас в Тотьме не у всех такая роскошь имеется, а там почти в каждом доме. И ведь успевают и работать, и с семьёй время проводить. Что ни говори, а семейные ценности и традиции – это главное для здешних тружеников. Династии уважаемы в коллективе: чтут и с благодарностью вспоминают уже ушедших, ценят и берегут молодые поколения. На том и стоят, верят, что потянется народ в деревню, оживут улочки, дома старые приосанятся, асфальт новенький положат, глядишь, и СПК новые высоты возьмёт. Может, услышат уже вожбалян вышестоящие, и забьёт жизнь ключом на родине.
Много пережил колхоз за 65 лет. Было дело, даже чуть не выкупили его на закате 90-х, но работники смогли его не только отстоять, но и в передовые вывели. Нынче даже собственные рекорды побил по заготовке и продуктивности. Зарплаты выросли за пятилетку почти вдвое. При господдержке в виде субсидий, ведутся масштабные инвестиционные проекты. Один из них - строительство второй очереди роботизированного комплекса «Кудринская-2» на 300 голов и двух лагун для хранения жидкой фракции навоза. В планах – экскаватор и комбайн приобрести, да много чего ещё планируют, знают, что осилят. Команда в «Родине» слаженная, дружная, крепкая, в одном строю, плечом к плечу и молодёжь, и мудрейшие: опытом и современными знаниями делятся. Радеют за предприятие вожбаляне, потому что это их земля, потому что родина – внутри.
Светлана ХОЛМОГОРОВА, город Тотьма.
Фото автора.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 16 просмотров