сво

 

ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ

«Не тронь пылесос! Это тебе не игрушка!». Кто из детей не слышал от взрослых это или подобные выражения? А может, ребёнку мало своих игрушек. Может быть, ребёнок хочет быть взрослым! Конечно, вон у папы  -  машинка  большая - «КамАЗ» называется. А у мамы - компьютер Acer… Эх, быстрей бы повзрослеть!

Людмила Белозёрова начинала «взрослеть» в мосеевской деревне. В городе жили в каменном доме, и маленькая Люда начала болеть – аллергия на «камень» и сырость. Врачи рекомендовали жить в деревянном. Пришлось переехать в мосеевскую деревню, где у папы сохранился родительский дом. Аллергия не вынесла чистого воздуха и русской печи и отправилась искать в городе другого любителя каменных зданий.

У папы - трактор, у мамы - целые детский сад, школа, где трудилась техническим работником, и домашнее хозяйство. У Люды пока - начальные классы. Ей нравилось всё: и деревенский быт, и отношения с педагогами, и сама образовательная организация. А в шестой класс Людмила пошла в среднюю № 3 уже в Тотьме.

Все эти переезды и неудобства никак не сказались на учёбе и успеваемости. А особое пристрастие к математике определило будущую профессию: стану бухгалтером! Мама была против. Она видела в дочери педагога. (Может, потому, что старшая дочь выбрала эту профессию и у них в роду уже были учителя?). Ехать в Вологду в институт, чтобы стать преподавателем математики, не получалось. Конец девяностых, зарплата родителям вместо денег - стройматериалом, а то и колготками… какой уж тут университет. Но тут состоялся первый выпуск Тотемского педучилища. Это решило всё.

Педагогическое училище - разве плохо? Очень хорошо! И учитель начальных классов - престижно. Ведь как раз в них формируются в детях черты и качества, прививаются любовь к учёбе через прилежание и заинтересованность. И от тебя, педагога, тоже зависит, как сложится жизнь каждого из твоих воспитанников, какую пользу принесут они обществу.

Но сначала надо выйти замуж, родить дочек, Алину и Катю, и закрепить с их помощью воспитательские и преподавательские навыки, полученные в училище. Тем более что школу Людмиле Брониславовне сразу предложить не смогли. Что ж, подождём. А пока - Дом детского творчества, Центр социального обслуживания населения, Центр занятости… Причём, она не бегала в поисках лучшего места. (Мне-то известно, что её просили, приглашали руководители этих учреждений, разглядев в ней грамотного специалиста и ответственного работника). Но тут серьёзно заболела младшая дочь, и пришлось оставить Центр занятости. И заниматься Катей около двух лет. Та училась тоже в третьей городской, как когда-то её мама. Опытная руководитель школы решила проблему быстро и просто: Кате нужен особый присмотр, а школе № 3 требовался заместитель директора по воспитательной работе. Это было девять лет назад. Людмила Брониславовна по сей день в этой должности. И работа ей очень нравится, и воспитанники тоже. В таком случае говорят: человек на своём месте.

Кстати, надо заметить, дочери не дали ей возможности оттачивать на них педагогическое мастерство. Обе были послушными детьми и прилежными школьницами. Разве можно подвести маму, если она рядом, в соседних кабинетах? И не надо долго гадать, какую профессию обе избрали. Правильно. Поэтому Алина поступила в Вологодский государственный университет, а Катя, как мама, будет учителем начальных классов.

Девочки немного разные. Алина - целеустремлённая, этакий преподаватель программ и дисциплин… Когда она закончит универ, впереди - преподавание этих самых сложных дисциплин. И у Алины есть право выбора, куда применить полученные знания.

У Кати - творческое начало. Она ещё маленькой рисовала. Нет, не те детские рисунки: вот на листе мама, вот за ручку держит меня, а рядом - солнышко… Рисовать она могла часами, да хоть сутками. Понимала основы фотосъёмки. И серьёзные вещи ей поддавались. В ДДТ под руководством авторитетной наставницы Людмилы Фоминской девочка готовила стенды с социальной рекламой, пробовала Катя себя и как мультипликатор. Она сочиняла мультики. Да! Кто знает, сколько к сюжету надо исполнить картинок, сколько… Оставим это авторам «Ёжика в тумане». И она с мамой ездила в Питер на студию анимационного кино «Мельница», где профессионалы создают мультипликационные фильмы для детей. Хотя какое начало в Кате возглавенствует, пока не ясно. Время для определения есть. Ещё не взрослая.

Дети вообще пока не должны знать о проблемах взрослых. Вот они сидят в тёплой, просторной комнате третьей городской. За учебными столами - школьники парами. Такая методика обучения основам робототехники. Почему парами? Потому что методика преподавания этих самих основ подразумевает присутствие в паре одного инженера и одного, ну, скажем, организатора этого конструктора (программиста). Эти двое с сосредоточенными личиками решают важный для них вопрос: как вот из набора непонятных, разноцветных фигурок сотворить что-то образное, понятное, а, главное - функциональное, то есть - работающее.

Людмила Брониславовна, то с улыбкой, то с недоумением, проходит меж столов: что они творят, откуда в наших детях столько фантазии, технического творчества? Вот эти первоклашки-второклашки на такое горазды? Да. Пока их папы и мамы занимаются взрослыми делами, эти ребята подрастут и перейдут от конструирования своих роботов к решению важных государственных проблем. Кто-то станет ведущим инженером завода, кому-то придёт мысль создать новый необычный город… Нам, взрослым, занятым финансами, работой и другим, не понять, что сейчас в головушках чад. Самое главное, чтобы то, что они творят, было направлено не на разрушение, а на созидание.

Людмила Брониславовна, как педагог, за этим проследит.

 

Николай АЛЫКОВ, пресс-секретарь ТРО ВОИ.

Фото из архива Людмилы Белозёровой.