Тотемские поисковики в 2021-ом приняли участие в международной экспедиции «Ржев. Калининский фронт»
«Мы несли большие потери и тут же получали очередное пополнение. Каждую неделю в роте появлялись новые лица. Среди вновь прибывающих красноармейцев были в основном деревенские жители. Попадались среди них и городские. Военному делу они не были обучены. Солдатские навыки им приходилось приобретать в ходе боёв. К линии фронта их вели и торопили. Для нас, окопников, война велась не по правилам и не по совести. Противник, вооружённый «до зубов», имел всё, а мы ничего. Это была не война, а побоище. Но мы лезли вперёд. Немец не выдерживал нашего тупого упорства. Он бросал деревни и бежал на новые рубежи. Каждый шаг вперёд, каждый вершок земли стоил нам, окопникам, многих жизней», – писал в книге «Ванька-ротный» капитан запаса Александр Шумилин. Это воспоминания фронтовика, чудом выжившего в ржевской «мясорубке». А сколько бойцов погибло и до сих пор ждёт своего часа, чтобы вернуться с полей сражений…
Как сообщается в Википедии, Ржевская битва ранее не классифицировались как отдельное событие, а рассматривалась в рамках Московской. Но военные историки добились того, чтобы её поставили в один ряд с такими судьбоносными и переломными, как Сталинградская и Курская. Ведь по количеству задействованных войск – около десяти миллионов с обеих сторон, охватываемой территории – восемь областей, длительности боёв – до 17 месяцев, по количеству операций это сражение даже превосходило другие.
В течение 13 месяцев советские войска одну за другой подо Ржевом провели три крупные наступательные операции общей продолжительностью три месяца каждая. В народной памяти они остались самыми страшными и кровопролитными.
Ежедневные атаки на «высоту 200» (высота над уровнем моря, на которой расположена территория) поддерживали от четырёх до 15 танков одновременно. На правом берегу Волги в районе Погорелого Городища с 7 по 10 августа 1942-го произошло танковое сражение, равное по масштабам битве под Прохоровкой. С двух сторон в нём участвовало до 1500 танков. А во время осенне-зимней кампании того же года (операция «Марс») только с советской было задействовано 3300 единиц бронетехники. Несмотря на грандиозность схватки, не уступающей по масштабам ни Сталинградской, ни Курской, о ней мало кто знает. Разве что ветеран войны, побывавший там, никогда её не забудет.
В ходе Ржевской битвы проведено невиданное для одного сражения количество войсковых операций: шесть наступательных и четыре оборонительные. В боях задействовано пять фронтов, более 30 армий и корпусов. В них участвовало невиданное количество танков – более полутора тысяч. О масштабности говорят и наши потери: 2 миллиона 60тысяч человек. Это без учёта потерь 39-ой армии, которая в июле 1942 года была окружена юго-западнее Ржева, и немцы только в плен взяли 50100 человек. И без потерь Калининского и Западного фронтов в боях на Ржевском и Сычёвском направлениях в ноябре-декабре сорок второго. Какова же была суммарная утрата за 17 месяцев противостояния, никто не считал. Потому что баталии шли днём и ночью более года, части постоянно пополнялись солдатами и офицерами. В периоды самых ожесточённых сражений дивизии теряли в день тысячи человек убитыми и ранеными...
Как только не называли Ржев немцы: «ключ к Москве», «пистолет, направленный в грудь Москвы», «плацдарм для прыжка на Москву». И сражались они там остервенело. Если у нас вышел приказ Сталина № 227 «Ни шагу назад!», подкреплённый заградотрядами, которые лежали сзади атакующих с пулемётами и стреляли по отступавшим, то немцы расправлялись со своими ретировавшимися не менее жестоко.
«Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе боёв появилось много «долин смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел…», - рассказывали выжившие.
Историческую справедливость, отдавая дань уважения павшим, восстанавливают писатели-документалисты, военные историки, а также те, кто ежегодно отправляется в места ожесточённых сражений поднимать останки погибших и, если повезёт, восстанавливать их имена.
Впервые экспедиция «Ржев. Калининский фронт» была проведена в 2016 году. За пять лет там найдены и с почестями захоронены на мемориальном кладбище Ржева 2069 бойцов и командиров Красной Армии, обнаружено 193 медальона, установлены имена 107 бойцов, считавшихся пропавшими без вести, найдены родственники 25 красноармейцев, подняты фрагменты двух самолётов времён Великой Отечественной войны - Як-1 и МиГ-3, по номерным деталям которых установлены имена погибших лётчиков.
Нынче вахта памяти при поддержке Российского военно-исторического общества, Правительства Тверской области, Министерства обороны РФ, МЧС, Росгвардии, ДОСААФ России, Поискового движения России и Союза поисковых отрядов состоялась в шестой раз. Весной 2021-го подо Ржев приехали более 700 человек из 53 регионов РФ и ближнего зарубежья. Они работали на территории сельского поселения Есинка Ржевского района – в местах кровопролитных сражений 1942-1943 гг.
При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Пограничные истории» и администрации Тотемского района местная «первичка» Всероссийской организации ветеранов погранвойск собрала отряд, закупила необходимое для поисковой работы оборудование, провела полевые занятия и тоже влилась в состав международного движения.
В составе бригады – организатор поискового движения, руководитель существовавшего когда-то при Станции юных туристов отряда «Русич» Сергей Семенихин и ветеран поискового движения Максим Староверов. С ними на поиск отправились учитель Тотемской СОШ № 2 Ольга Гамилова, преподаватели колледжа Александр Галушкин и Евгения Романова, социальный педагог Советской ООШ Татьяна Трубанова, а также турист с многолетним стажем и педагог Тотемского ЦДО Елена Фокина, наконец, представители «Заставы Тотьма» - Ольга Холостова и ветераны пограничного братства Андрей Воробьёв и Анатолий Жуков.
Отрадно, что соотечественники работали вместе с вологодским отрядом #ТриПять (он назван так в честь номера региона - 35), в числе которого - тотемские поисковики с многолетним опытом Юрий и Сергей Серюбины и Сергей Хмель.
За их деятельностью, о которой они периодически рассказывали в социальной сети «ВКонтакте», следил весь район. Все понимали, насколько важно и благородно то, что происходит.
Полевой лагерь экспедиции располагается возле мемориала воинской славы – 25-метровой фигуры солдата, помещённой на вершине десятиметрового восьмигранного искусственного холма. Плащ-палатка воина переходит в разлетающуюся стаю 35 журавлей... Надо ли напоминать, с чем связан этот символ?
Для поисковиков там созданы все условия: установлены армейские палатки для проживания, работы, лабораторий, душевых, столовой, зоны отдыха и площадки по обучению начинающих поисковиков по разным направлениям. Ведь для такой сложной деятельности необходимо знать строение скелета человека, минно-взрывное дело, рода войск, археологические приёмы раскопок, военную историю и многое-многое другое.
Участников экспедиции обеспечивают необходимым: едой, спальными местами, транспортом для подвоза к местам поиска. Во время активной работы вахты памяти туда регулярно приезжают экскурсии школьников и студентов – дети с интересом внимают рассказам, узнают о героическом подвиге предков на месте кровопролитных боёв.
Поисковикам помогают бригады МЧС, сапёров, антропологов. Трудятся представители следственного комитета: ведь среди останков иногда обнаруживают женские и детские тела, что говорит о геноциде мирного населения, а его расстрел классифицируется как военное преступление.
Поиск шёл практически на всей территории Ржевского района в местах ожесточённых сражений, места отряды выбирали сами по картам времён Великой Отечественной и аэрофотосъёмке. Находили огневые позиции, обследовали воронки от авиабомб – там во время войны хоронили погибших, иногда – в несколько слоёв…
За время этой экспедиции подняты останки 387 красноармейцев, найдено 32 медальона, установлено 15 имён. Некоторые поисковики продолжают деятельность летом, осенью и даже зимой.
Тотьмичи нашли первого бойца в день приезда. Затем – ещё одного поблизости. Друзья из Вологды тоже подняли двух солдат. Под конец вахты, исследуя траншею окопа, обнаружили 17 погибших.
Огромная удача поисковика – установить личность красноармейца по его именным вещам, наградам, сохранившимся документам, медальонам. Но нашим землякам не повезло в этом плане.
- Сделать это удаётся редко. Медальоны или гильзы с клочками бумаги внутри, которые делали сами солдаты, использовались в 1941-1942 годах, причём редко – у солдат существовало поверье: если носишь медальон, тебя убьют. Затем их вообще отменили – стали использовать красноармейские книжки. Если что-то удаётся найти, то по прошествии времени нахождения под землёй вещи настолько повреждаются, что прочесть что-либо трудно. Лучше всего читается химический карандаш. Также специалисты используют любые возможности для прочтения: работают с вещами, списками, наградными документами, компьютерным оборудованием, - пояснил Сергей Семенихин. –Но в последнее время разработаны программы, позволяющие читать практически нечитаемое. Вологжане Вячеслав Тютюнников и Иван Дьяков создали метод сканирования, по которому можно определить хоть сколько-нибудь сохранившееся содержание медальонов. Сейчас этот способ используют все поисковики.
Но, к сожалению, многие солдаты так и остаются безымянными. Тем не менее, всех с почестями хоронят в братской могиле после тожественного закрытия вахты памяти. И не раз свидетели событий замечали, как в то же самое время над территорией пролетают журавли…
Сегодня, когда живых свидетелей военной эпохи осталось мало и они довольно преклонного возраста, мы обязаны свято хранить эту память и передавать знания потомкам. Есть и более серьёзный способ отдать дань уважения павшим: найти всех, кто остался лежать на поле брани, и помочь им упокоиться с миром. Там, на вахте памяти, ходя по земле, политой кровью сотен тысяч бойцов, люди многое переосмысливают. Что-то внутри их перерождается. Там, по словам тотьмичей-участников экспедиции, наиболее остро воспринимается весь ужас войны. Но никто не испытывал страха, поднимая тела погибших, их души рвались от желания найти как можно больше солдат, которые ждали больше семи десятков лет. А сколько их ещё ждёт…
А представители районного отделения ветеранов погранвойск в рамках проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, возобновили работу поискового отряда. К делу увековечения памяти пожелали присоединиться и несколько студентов политехнического колледжа – дело, начатое инициаторами движения десятки лет назад, не умрёт. В рамках конкурса Фонда общественных инициатив при поддержке администрации района и компании «Свеза» «Застава Тотьма» оборудовала военно-исторический музей и сделала ремонт помещений. Здесь и будут рассказывать подрастающему поколению и всем желающим о военной истории края в целом, Великой Отечественной войне и, конечно, о поисковых экспедициях. А земляки готовятся в новом году снова отправиться на вахту памяти «Ржев. Калининский фронт» и повторить поиск.
Фото автора и из архива отряда "Застава Тотьма".
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 73 просмотра