сво

 

Их имена нельзя забывать

Международный женский день — это не только праздник весны и красоты, но и возможность вспомнить о роли женщин в Великой Отечественной войне

Слабый пол стал опорой для фронта и тыла, взяв на себя тяжёлую ношу сохранения страны и обеспечения её нужд. Труженицы, ветераны войны проявили невероятную стойкость и силу духа, чтобы преодолеть тяготы и лишения тех лет.

Мария СМОЛИНА родилась в городе Тотьме, училась в Ленинграде, в начале войны была эвакуирована на родину. Когда пришла вставать на комсомольский учёт, ей сразу предложили работу секретарём в райсовете ОСОАВИАХИМА. Там и начала с 5 августа 1941 года трудовую деятельность. С 15 декабря отправили на фронт командира инструктора ПВХО (противовоздушной и химической защиты), и Машу перевели на его место.

Мужчины уходили на передовую, одного за другим отправляли и секретарей райкома комсомола. Марию пригласил первый секретарь партийной организации Яков Завьялов и предложил принять дела Тотемского райкома ВЛКСМ, на что тотьмичка ответила: «Я знаю, что комсомолом должен руководить член партии», и услышала в ответ: «Будешь коммунистом, заполняй анкету, я рекомендую!» Тут же был вызван председатель райисполкома Вениамин Красавин. Уже на следующий день собралось бюро райкома партии, Марию Фёдоровну приняло в кандидаты и утвердило секретарём райкома ВЛКСМ 15 августа 1942 года.

В комитете в войну трудилось всего два работника: секретарь – героиня публикации и заведующая учётом Зоя Шилова. На учёте в то время числилось 1360 человек. Фактически половина из них была мобилизована на фронт, а обком требовал, чтобы общее количество не сокращалось, поэтому велась активная работа по приёму членов ВЛКСМ.

Весной 1944 года райком партии откомандировал Марию на шестимесячные курсы, которые проводились на базе Вологодского педагогического института. По окончании Марию перевели заведующей парткабинетом. Теперь она собирала секретарей парторганизаций, проводила семинары, читала лекции о ходе военных действий. В помещении висела большая карта, где она ежедневно отмечала продвижение наших войск по Европе. Также посылали в командировки в сельсоветы подгонять уборочные работы. Одновременно читались лекции в полях в период передышки. В месяц число их доходило до 25.

Новость об окончании войны застала Марию Фёдоровну в командировке, шла посевная. Рано утром из райкома отправили посыльного с сообщением о победе, что надо немедленно явиться в райком партии, чтобы готовить городской митинг. Нужно было вывесить портреты членов политбюро на зданиях райкома и райисполкома. Собрать людей оказалось нетрудно: по местному радио уже объявили о радостной вести. Всем хотелось поделиться счастьем о закончившемся кровопролитии. Речи были короткие, многие плакали: одни - об убитых, другие - в надежде, что, может, ещё вернутся их родные живыми.

В 1946 году заведующая парткабинетом Мария Смолина награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

26 августа 1946 года девушка вышла замуж за Ивана Смолина, вернувшегося с войны. В августе 1961 года молодая семья уехала из Тотьмы, и через два года их постоянным местом жительства стал город Силламяэ Эстонской ССР. Активная по жизни Мария Фёдоровна была неугомонна в общественных делах. В 2005 году ей присвоено звание «Почётный гражданин города Силламяэ».

Александра ТРОШКИНА родилась в Верховском сельсовете Тарногского района. До войны вышла замуж за тотемского парня Илью Трошкина, и молодая семья обосновалась на нашей земле.

В первые дни войны, 7 июля 1941 года, у пары родился сын Сергей. Супруг Шуры ушёл на фронт, и ей с маленьким сыном на руках пришлось уехать в деревню Перепутинская (Ляпино) Матвеевского сельсовета, где проживала свекровь с семьёй старшего сына.

Александра Ивановна всю войну работала в колхозе «Ляпинская». Муж демобилизовался только в 1946 году. Как вспоминали родственники: «Шура была совестливой, безотказной труженицей и в полеводстве, и в животноводстве, хваталась за самую тяжёлую работу: пахала землю плугом, косила, метала стога за мужика, была первой на жатве, в уборке льна. И на телятнике, и за конюха, и навоз вывозила на поля - выполняла все поручения, куда ни пошлют». Поэтому закономерно, что в 1947 году женщине вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Умерла она очень рано, в 46 лет, оставив пятерых детей, младшему едва исполнилось шесть лет. Память об Александре Трошкиной и её награды бережно хранятся в семье труженицы.

Лидия ИСТОМИНСКАЯ родилась в деревне Савино Пятовского сельсовета и здесь прожила всю жизнь. В 1928 году вышла замуж за Феодосия Истоминского из деревни Чоботово. У него рано умерла мать, парня взял в дом Григорий Кузнецов. Мужчина с женой были бездетные, время - сложное, имущество назначено к раскулачиванию. Супруги приняли трудное решение: взяли в дом молодого человека, который стал помогать по хозяйству, но поставили условие: жениться на «Лидьке Петькиной» (такое прозвище было у девушки в деревне), за что отдали половину дома и часть хозяйства. Дом, построенный в 1884 году, стоит и поныне, с видом на реку Сухону.

Так Лидия, в девичестве Голодова, оказалась замужем и жила рядом с родительским гнездом. Молодые вступили в колхоз «Строитель», который объединял крестьян нескольких деревень: Савино, Чоботово, Притыкино. Создавалось общее хозяйство, обобществлены были покосы, пашня, лошади, коровы. Овец, телят, кур оставили хозяевам. К слову, Григория Кузнецова в колхоз не взяли и лишили избирательного права. Все это повлияло на его здоровье, и он вскоре умер, его жена Александра Васильевна следом покинула мир.

Лидия выполняла разные работы: возила навоз на пары, перебирала картофель, веяла зерно, запаривала корма, выращивала много капусты. Она была звеньевой - ответственной, строгой, немногословной, трудолюбивой.

В семье Истоминских появились дети: Павел, Василий, Владимир, Вячеслав (умер в младенчестве), потом ещё один Вячеслав. Дети оставались с тёткой, а Лидия работала в колхозе. У дома был приусадебный участок 25 соток, в основном засаживался картошкой, держали корову, телёнка, овец, кур. В начале войны супруга на фронт не взяли, дали бронь. Призван он был в ряды Красной Армии по мобилизации 28 января 1942 года, а спустя полгода погиб. Так Лидия Петровна осталась вдовой с четырьмя детьми, на плечах ещё забота о тётке и матери.

Трудно представить их существование. Это была борьба за выживание. Работали от темна до темна, на трудодни получали мало, хлеба не хватало. Спасала корова, но и здесь были большие налоги по молоку, яйцам, шерсти - сначала государству, а потом себе. Из картошки пекли лепёшки. Семья пережила потрясение весной 1945 года, когда сгнила семенная картошка в погребе. Тотьмичка, собрав вещи, какие-то деньги, поехала первым пароходом в Никольск. Две недели её не было: меняла, упрашивала, в итоге привезла несколько узлов с продуктами. Команда на пароходе была тоже голодная, пыталась украсть припасы. Лидия обратилась к капитану, и тот помог довести ценный груз в сохранности. Домашние жили в ожидании и страхе. Вернулась живая, удалось «глазками» картофеля засадить всё поле. Неоднократно бывала в Кокшеньге. От родственников ей достались гармошка, красивый самовар, шали, платья - всё обменяла на хлеб, чтобы выжили дети.

Старшие Павел и Василий рано начали трудиться в колхозе. Василия приметили и взяли в МТС, там давали хлебную карточку, с тех пор в семье его стали называть кормильцем. Из колхоза Павла не отпускали до конца войны, а после он тоже ушёл в МТС кузнецом, там же трудился потом и Владимир. Кроме работы в колхозе, надо было заготовить сена на корову, а свободного времени не было, покосов не давали. Только по кустам, лужайкам в лесу косили, всё вручную, трудились на износ.

Приходила зима. Надо заготовить дрова, но мужчин не было. Снова взвалили на себя женщины и подростки. На санках таскали, на спине, потому что лошадей не хватало. Но жизнь продолжалась, молодым хотелось и веселья. Любимым праздником были дожинки, когда всё убрано с поля. У Лидии Петровны был самый большой дом. Бригадир выделял зерно, муку. Варили пиво, пекли хлеб, приносили кто что мог и праздновали.

Когда узнали о Победе, все солдатки собрались в доме у землячки. Говорили, плакали, радовались, что закончилась война, но знали: многие уже не вернутся никогда. Боль утраты была велика. У героини публикации погибли муж, два племянника, брат, деверь, ещё один брат пропал без вести.

У женщины не было наград. Самым главным стало то, что она вырастила четверых сыновей, ставших достойными людьми, не бросила мать, тётю, была настоящей хозяйкой дома и ударницей в колхозе.

Рубрика